Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ФАС России от 24.05.2021 N АК/41745/21 "О квалификации в качестве рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 мая 2021 г. N АК/41745/21

О КВАЛИФИКАЦИИ

В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМЫ ИНФОРМАЦИИ О БЕСПЛАТНЫХ УСЛУГАХ,

ОКАЗЫВАЕМЫХ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В соответствии с пунктом 23 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденным приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, ФАС России направляет разъяснение о квалификации в качестве рекламы информации о бесплатных услугах, оказываемых некоммерческой организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" для целей данного Федерального закона под товарами понимаются также работы и услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Также следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

При этом под предпринимательской деятельностью в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, совокупный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О рекламе", а также Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяет сделать вывод о том, что является рекламой информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к предпринимательской деятельности некоммерческой организации, а также к некоммерческой организации без конкретизации деятельности такой организации, при условии того, что такая некоммерческая организация осуществляет, в том числе, предпринимательскую деятельность.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку некоммерческие организации в силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ являются юридическими лицами, то положения пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" в полной мере применимы к информации о некоммерческих организациях.

Следовательно, информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к деятельности некоммерческой организации, не являющейся предпринимательской деятельностью, рекламой не является, и требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются.

А.Б.КАШЕВАРОВ