Письмом ФНС России от 29.04.2021 N КВ-4-14/5987@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2021).

1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Руководствуясь положениями гражданского законодательства и правовыми позициями, изложенными в пункте 107 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пунктах 2, 3 Обзоре судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суды пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации.

По делу N А51-7708/2020 Общество обратилось с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 21.04.2020 N 7784А об отказе в государственной регистрации.

Решением суда от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020, в удовлетворении требования отказано ввиду соответствия оспариваемого решения Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, указывая на неправильное применение норм материального права, подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагало решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, удовлетворив требования общества в полном объеме.

Арбитражный суд Дальневосточного округа не усмотрел правовых оснований для их отмены.

Судами из материалов дела установлено, что 14.04.2020 в регистрирующий орган в электронном виде от директора общества поступило заявление по форме N Р13001 (вх. N 7784А) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества (смена адреса).

Решением инспекции от 21.04.2020 N 7784А в государственной регистрации испрашиваемых изменений отказано применительно к положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации и подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ ввиду отсутствия нотариального удостоверения решения единственного участника общества.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица. Одним из таких документов является решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.

По правилам подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Как определено подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

Материалами дела подтверждается, судами установлено и кассатором по существу не опровергнуто, что представленное совместно с заявлением по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, решение единственного участника общества от 14.04.2020 об изменении места нахождения общества в нарушение положений подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ не подтверждено путем нотариального удостоверения.

Учитывая вышеизложенное, поскольку поименованное выше решение по смыслу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации является обязательным документом для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и судебными инстанциями не установлен факт наличия нотариально удостоверенного решения единственного участника общества о возможности применения альтернативного способа подтверждения, суд округа, руководствуясь нормами подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, находит верными и обоснованными суждения судов о законности принятого инспекцией решения от 21.04.2020 N 7784А об отказе в государственной регистрации испрашиваемых изменений места нахождения общества.

При этом судебная коллегия учитывает правовые позиции, сформулированные в пунктах 2 и 3 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, относительно того, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения и что требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника.

Отсылки кассатора на устав общества, допускающий альтернативный способ подтверждения и зарегистрированный 20.03.2020 инспекцией, то есть до момента подачи 14.04.2020 заявления по форме N Р13001, были предметом тщательной оценки судебных инстанций и мотивированно признаны не влияющими на законность оспариваемого решения регистрирующего органа от 21.04.2020 N 7784А.

Как верно указали судебные инстанции, не опровергнуто подателем жалобы и подтверждено инспекцией, решение единственного участника общества об утверждении устава общества в редакции, допускающей альтернативный способ подтверждения, в нарушение положений подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ не было нотариально удостоверено; фактически устав в данной редакции зарегистрирован инспекции 20.03.2020 неправомерно.

Пунктом 107 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что решения очных собраний участников хозяйственных обществ, не удостоверенные нотариусом или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии, в порядке, установленном подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, если иной способ удостоверения не предусмотрен уставом общества с ограниченной ответственностью либо решением общего собрания участников такого общества, принятым участниками общества единогласно, являются ничтожными применительно к пункту 3 статьи 163 ГК РФ.

В свою очередь, из положений пункта 3 статьи 163 ГК РФ следует, что если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Принимая во внимание приведенные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ и пункта 3 статьи 163 ГК РФ, судебная коллегия соглашается с судами в том, что сама по себе регистрация инспекцией 20.03.2020 устава в редакции, допускающей альтернативный способ подтверждения, проведена на основании ничтожной сделки, то есть не влечет юридических последствий.

В этой связи у кассатора, исходя из конкретных фактических обстоятельств настоящего спора, отсутствуют законные основания ссылаться на устав общества, допускающий альтернативный способ подтверждения и зарегистрированный 20.03.2020 инспекцией.

Принимая во внимания вышеизложенное, оспариваемое решение инспекции от 21.04.2020 N 7784А об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, соответствует нормам Закона о государственной регистрации, ГК РФ и изложенным в Обзоре судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, правовым позициям (пункты 2 и 3).

1.2. Учитывая процедуру открытого конкурсного производства в отношении общества и последующую ликвидацию общества, суды констатировали, что заявитель правомочен изменить адрес юридического лица только в пределах одного муниципального образования на основании документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

По делу N А19-1844/2020 конкурсный управляющий общества обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 13.12.2019 N 33940А об отказе в государственной регистрации, об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего З.Р.В., в том числе исключить из ЕГРЮЛ запись от 18.12.2019 с государственным регистрационным номером 2193850752038 о недостоверности сведений о юридическом лице обществе.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-1844/2020, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2009, юридический адрес, согласно ЕГРЮЛ: 664544, Иркутская область, район Иркутский, село Никольск, торговый центр.

Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-625/2012 от 05.04.2012 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Зинченко Роман Викторович.

13.11.2019 Инспекция уведомила конкурсного управляющего общества о необходимости внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении достоверных сведений об адресе общества в срок до 16.12.2019.

06.12.2019 в инспекцию от конкурсного управляющего общества поступило заявление по форме N Р14001, которое содержало сведения об изменении адреса места нахождения исполнительного органа общества, указанного в выписке из ЕГРЮЛ, с адреса: Иркутская область, район Иркутский, село Никольск, торговый центр, на адрес, являющимся местом регистрации (местом жительства) конкурсного управляющего общества.

Рассмотрев заявление конкурсного управляющего общества, регистрирующим органом принято решение от 17.12.2019 N 33940А об отказе в государственной регистрации, поскольку государственная регистрация изменений в учредительные документы предприятия противоречит п. 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ) определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица. Следовательно, юридическое лицо, в случае изменения своего места нахождения может не вносить изменения в учредительные документы, если изменение адреса места нахождения происходит в рамках одного муниципального образования.

В силу пункта 2 статьи 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ с момента внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждается, что регистрирующим органом в государственный реестр внесена запись о признании юридического лица несостоятельным (банкротом), адресом регистрации общества является: Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый центр. Указанный адрес содержится в уставе общества.

Вместе с тем, представленное конкурсным управляющим на государственную регистрацию заявление по форме N Р14001 содержит сведения об изменении места нахождения общества, влекущее за собой смену муниципального образования, а именно: Иркутская область, Иркутский район, с. Никольск, Торговый центр на адрес: Иркутская область, Иркутский район, территория 26 км Байкальского тракта, д. 46.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что внесение изменений о месте нахождения общества - смена муниципального района, влечет внесение изменений в учредительные документы, указанное противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку общество находится в стадии конкурсного производства.

В силу нахождения общества в стадии конкурсного производства, не допускается внесение изменений в учредительные документы данного общества, что в свою очередь допускает возможность изменения адреса общества в пределах одного муниципального образования - с. Никольск (Никольское муниципальное образование).

Таким образом, учитывая процедуру открытого конкурсного производства в отношении общества и последующую ликвидацию общества, заявитель правомочен изменить адрес юридического лица только в пределах одного муниципального образования на основании документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о возможности регистрации юридического лица по месту жительства конкурсного управляющего сам по себе, с учетом вышеизложенных выводов суда, не является основанием для осуществления регистрационных действий.

1.3. Исходя из конкретных обстоятельств дела суды сделали заключение о том, что по сути общество просит внести сведения в ЕГРЮЛ о подставном лице, как о единственном участнике общества, что фактически позволит неустановленному лицу реализовать свой преступный умысел, направленный на представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. При этом после вступления 28.03.2020 в законную силу постановления по уголовному делу в отношении подставного лица требования общества полностью теряют свой смысл, так как права и законные интересы общества не нарушены, а, напротив, защищены органами ФНС России, МВД и мировым судом.

По делу N А54-8759/2019 общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции 15.08.2019 N 7894А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, 09.07.2019 в регистрирующий орган в отношении общества представлен комплект документов для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, который был зарегистрирован за входящим номером N 7894А.

Указанный комплект документов поступил в инспекцию в электронном виде от нотариуса К.А.О. (заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ).

Регистрирующий орган пришел к выводу о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, и 09.07.2019 принял решение N 7894А об отказе в государственной регистрации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно заявлению по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении участия К.Л.Н. и о новом участнике К.А.А.

Основанием для внесения указанных изменений являлся договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, который удостоверен нотариусом К.А.О. 29.05.2019, реестровый N 62/20-н/62-2019-9-150, бланк серии 62 АБ N 1272896; сторонами по сделке являлись: покупатель - К.А.А., продавец - К.Л.Н.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что постановлением мирового судьи судебного участка N 1 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани о прекращении уголовного дела от 17.03.2020 N 1-8/2020 установлено, в частности, что К.А.А. предоставил документ, удостоверяющий личность для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице, при следующих обстоятельствах: в мае 2019 года (более точное время следствием не установлено), находясь в неустановленном следствием месте, неустановленное лицо в целях представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, влекущих за собой внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице, обратилось к имеющему материальные трудности, официально не трудоустроенному К.А.А. с предложением предоставить за денежное вознаграждение в размере 10 000 рублей паспорт гражданина Российской Федерации на имя К.А.А. для изготовления от его имени заявления по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ; в указанный момент времени у не имеющего постоянного источника дохода К.А.А. в действительности не имеющего намерений являться учредителем или органом управления каких-либо юридических лиц, а также не имеющего цели управления деятельностью указанного юридического лица, желающему получить от указанных незаконных действий денежного вознаграждения, осознающего, что в результате его действий в ЕГРЮЛ будут внесены не соответствующие действительности сведения о нем как об участнике общества, возник преступный умысел, направленный на предоставление своего документа, удостоверяющего личность для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице, а также изготовлении и подписании иных документов, связанных о внесении сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице; так, К.А.А., действуя в целях реализации своего преступного умысла, направленного на предоставления документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина Российской Федерации, для внесения его в данных в ЕГРЮЛ, то есть сведений, как органе управления юридического лица, без цели управления данным юридическом лицом, и, не имея намерения осуществления руководства юридическим лицом и фактического ведения какой-либо финансово-экономической или иной хозяйственной деятельности, с целью получения денежного вознаграждения в сумме 10 000 рублей, в мае 2019 года, находясь по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 32, корп. 2 предоставил неустановленному лицу свой документ, удостоверяющий личность, а именно: паспорт гражданина Российской Федерации для изготовления документов и внесения в них сведений о себе как о новом участнике общества; после чего, в мае 2019 года неустановленное лицо, находясь в неустановленном месте, действую с целью внесения сведений в ЕГРЮЛ, через подставное лицо К.А.А., используя полученные от него копию паспорта и СНИЛС, при неустановленных следствием обстоятельствах изготовило документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРЮЛ, которые передало К.А.А. для подписания 29.05.2019, находясь около дома N 73 по ул. Дзержинского г. Рязани; после чего посредством сети интернет нотариусом К. по просьбе К.А.А., не имеющего намерений являться учредителем или органом управления общества, а также не имеющего цели управления деятельностью указанного юридического лица, то есть, являясь подставным лицом, желая получить от указанных действий денежное вознаграждение, сознавая, что в результате его действий в ЕГРЮЛ будут внесены не соответствующие деятельности сведения о нем как об участнике общества, 06.06.2019 направлено Единый регистрационный центр заявление о смене участника общества; 14.06.2019 должностным лицом инспекции по представленным нотариусом К. по поручению К.А.А. документам в установленном Законом N 129-ФЗ порядке в регистрации указанных изменений отказано.

Таким образом, районным судом установлено, что К.А.А. 06.06.2019, находясь по адресу: г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 73, по поручению неустановленного лица, осознавая, что документ, удостоверяющий его личность, будет представлен в регистрирующий орган, предоставил нотариусу К. для дальнейшего предоставления должностному лицу регистрирующего органа документ, удостоверяющий личность - паспорт гражданина Российской Федерации на его имя для внесения сведений о юридическом лице - обществе с целью внесения в ЕГРЮЛ сведений о себе как о новом участнике юридического лица без намерения фактически им исполнять возложенные в связи с этим обязанности; таким образом, К.А.А. совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Заместитель начальника СО ОМВД России по Железнодорожному району г. Рязани Е.Е.М. обратилась в районный суд с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении К.А.А., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 173.2 УК РФ.

В обоснование ходатайства заместитель начальника СО ОМВД России по Железнодорожному району г. Рязани Е.Е.М. указала, что К.А.А. ранее не судим, впервые совершил преступления небольшой тяжести, полностью признал свою вину, в содеянном раскаялся и загладил причиненный преступлением вред, в связи с чем в соответствии со статьей 76.2 УК РФ он может быть освобожден судом от уголовной ответственности с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, письменное согласие обвиняемого К.А.А. на прекращение уголовного дела по данному основанию имеется.

К.А.А. вину в инкриминируемом ему деянии признал полностью, раскаялся в содеянном, загладил причиненный преступлением вред, подтвердил свое согласие на прекращение в отношении него уголовных дел по части 1 статьи 173.2 УК РФ с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа; в судебном заседании установлено, что К.А.А. судимостей не имеет, обвиняется в совершении преступлений небольшой тяжести, в счет возмещения причиненного преступлением вреда внес денежные средства на счет ГБУ РО Рязанский дом ребенка, имеет доходы в целях погашения судебного штрафа, в связи с чем уголовное дело в отношении К.А.А. прекращено.

Как установлено мировым судьей судебного участка N 1 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани (постановление о прекращении уголовного дела от 17.03.2020 N 1-8/2020), К.А.А. совершил преступления, предусмотренные частью 1 статьи 173.2 УК РФ, то есть К.А.А., действуя в целях реализации своего преступного умысла, направленного на предоставление документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина Российской Федерации, для внесения его данных в ЕГРЮЛ в отношении ООО "З" и общества, как о подставном лице, то есть сведений, как органе управления юридических лиц, без цели управления данными юридическими лицами, и, не имея намерения осуществления руководства указанными юридическими лицами и фактического ведения какой-либо финансово-экономической или иной хозяйственной деятельности, с целью получения денежного вознаграждения от неустановленного лица.

Материалы уголовного дела по статье 173.1 УК РФ выделены в отдельное производство (далее - неустановленное лицо) (постановление о возбуждении от 30.10.2019).

С учетом изложенного ссылка апеллянта в обоснование своих доводов на договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, отклоняется судебной коллегией как несостоятельная, поскольку деяние по совершению сделки по приобретению доли в уставном капитале общества охвачены преступным умыслом как неустановленного лица, реализующего его путем внесения в ЕГРЮЛ сведения о подставном лице (статья 173.1 УК РФ), так и самого К.А.А., представившего для совершения указанных выше противоправных действий свой паспорт гражданина Российской Федерации и СНИЛС.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал справедливое заключение о том, что по сути, общество просит внести сведения в ЕГРЮЛ о подставном лице К.А.А., как о единственном участнике общества, что фактически позволит неустановленному лицу реализовать свой преступный умысел, направленный на представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

При этом, по справедливому суждению суда первой инстанции, вопреки позиции заявителя, после вступления 28.03.2020 в законную силу постановления по уголовному делу от 17.03.2020 N 1-8/2020 требования общества полностью теряют свой смысл, так как права и законные интересы общества не нарушены, а, напротив, защищены органами ФНС, МВД и мировым судом.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации от 15.08.2019 N 7894А не нарушает права и законные интересы заявителя, в том числе и ввиду того, что К.А.А., в случае государственной регистрации соответствующих изменений, являлся бы "номинальным участником" общества, что сделало бы невозможным его работу, в том числе приобретать права и нести установленную законом ответственность по обязательствам перед третьими лицами, добросовестно полагающихся на достоверность сведений ЕГРЮЛ, в связи с чем обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.

1.4. Несоответствие представленных документов требованиям статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" позволило суду сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.

По делу N А76-23004/2020 общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции, к Управлению о признании незаконным решения от 09.04.2020 N 523947А, от 04.06.2020 N 16-10/002686.

Как следует из материалов дела, 09.04.2020 в инспекцию от директора общества Ш.Д.В. поступило заявление по форме N Р14001, а также протокол общего собрания участников общества N 3 от 09.04.2020.

Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации за N 523947А со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закон N 129-ФЗ установлено, что в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Из материалов дела следует, что 09.04.2020 г. в инспекцию поступил комплект документов за вх. N 523947А, содержащий заявление по форме Р14001, а также протокол общего собрания участников N 3 от 09.04.2020.

Представленные документы должны были повлечь государственную регистрацию изменений сведений в ЕГРЮЛ об участниках юридического лица, а именно в целях государственной регистрации перехода доли, принадлежащей обществу, третьему лицу - Ш.А.Н.

Согласно представленному протоколу общего собрания участников N 3 от 09.04.2020 принято решение о передаче доли общества в размере 90% (9000 руб.) уставного капитала общества Ш.А.Н. Иных документов в части оснований передачи доли в уставном капитале регистрирующему органу не представлено.

При этом, регистрирующим органом установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ единственным участником общества является В.Т.В. с долей в уставном капитале 10% (1000 руб.), сведения о Ш.А.Н. как об участнике в ЕГРЮЛ отсутствуют.

Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона N 14-ФЗ в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

В силу пункта 5 вышеуказанной статьи нераспределенные или не проданные в установленный настоящей статьей срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.

Таким образом, вышеуказанные положения закона определяют способы распоряжения долей в уставном капитале общества, принадлежащей самому обществу. Иные способы распределения долей, принадлежащей обществу, законом не предусмотрены.

При этом, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие передачу доли общества Ш.А.Н. на основании вышеуказанных норм Закона N 14-ФЗ.

На основании изложенного, суд считает, что поскольку заявление по форме N Р14001 не отвечало требованиям действующего законодательства, регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации за N 523947А со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

1.5. Формулируя вывод о неправомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации, суды исходили из того, что на крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, положения статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются, и оно может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По делу N А12-1124/2020 Крестьянское хозяйство (далее - КХ) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения Инспекции от 19.11.2019 N 4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации и обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КХ находиться в процессе реорганизации в форме преобразования.

Решением от 19 июня 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области признать недействительным решение Инспекции от 19.11.2019 N 4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, КХ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.1994 года.

12 ноября 2019 года участниками единогласно принято решение о реорганизации путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

14 ноября 2019 года КХ в регистрирующий орган было подано уведомление о начале процедуры реорганизации в форме преобразования КХ в общество с ограниченной ответственностью.

Инспекцией 19.11.2019 принято решение N 4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

В силу пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Как следует из оспариваемого решения, регистрирующий орган, отказывая в осуществлении государственной регистрации, исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность преобразования Крестьянского (фермерского) хозяйства в Общество с ограниченной ответственностью. Иных оснований для отказа решение не содержит.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в редакции от 23.06.2014 года, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.

Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

КХ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.1994 года лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Как верно указал суд первой инстанции, КХ правовой статус не изменяло, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению учредителей (учредителя) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть осуществлена реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование); лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (статья 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" не установлены ограничения реорганизации юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае следует исходить из того, что если фермерское хозяйство создано как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица и действует в форме юридического лица, то оно вправе, руководствуясь общими нормами ГК о реорганизации, преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью.

Ссылка регистрирующего органа на статью 259 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией как несостоятельная.

Нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (пункта 3 статьи 1) исходят из того, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьей 86.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство", согласно пункту 2 которой имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В силу пункта 7 статьи 2 названного Закона со дня его официального опубликования к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом N 348-1, подлежат применению правила статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции данного Закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи со вступлением в силу названного Закона не требуется.

Норма статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации размещена в параграфе 2 "Коммерческие корпоративные организации" главы 3 Гражданского кодекса. Таким образом, законодатель рассматривает крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, как коммерческую корпоративную организацию.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности (пункт 2 статьи 86.1 ГК РФ).

Пункт 1 статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что членами крестьянского фермерского хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Таким образом, данная статья указывает на возможность создания юридического лица - хозяйственного товарищества или производственного кооператива членами крестьянского (фермерского) хозяйства, действующего без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.

На КХ, являющегося юридическим лицом, данные нормы не распространяются, и оно может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 86.1 ГК РФ, особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, нормы профильного Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ распространяет свое действие на фермерские хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Специальный федеральный закон, регулирующий положение крестьянских (фермерских) хозяйств как юридических лиц, в настоящее время не принят.

Гражданским кодексом Российской Федерации не установлены ограничения реорганизации юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

1.6. В рамках дела о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации, обусловленного непредставлением ликвидационного баланса, суд апелляционной инстанции отклонил ссылки заявителя на то, что представленная по телекоммуникационным каналам связи во исполнение обязанности общества как налогоплательщика упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность могла квалифицироваться в качестве ликвидационного баланса. При этом суд апелляционной инстанции указал, что вопросы представления документов на государственную регистрацию и в целях исполнения обязанностей как налогоплательщиком регулируются различными правовыми нормами, с соблюдением соответствующих требований. Регистрация носит заявительный характер, а регистрирующий орган анализирует исключительно документы, представленные на государственную регистрацию, не имеет полномочий на истребование и анализ каких-либо документов, представленных в иные структурные подразделения в связи с исполнением заявителями иных обязанностей (в том числе как налогоплательщика).

По делу N А34-16668/2019 Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции о признании незаконным и отмене решения N 5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества, обязать инспекцию произвести государственную регистрацию ликвидации Общества; взыскать с инспекции сумму ущерба в размере 50450 руб., сумму расходов на оплату услуг представителей в размере 23 500 руб.

Решение суда от 26.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В инспекцию 15.08.2019 в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации обществом направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001. Согласно представленной в материалы дела расписке и содержащемуся в ней перечню документов инспекцией 15.08.2019 вх. N 5319А получено только заявление по форме Р16001.

Кроме того, по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) Обществом 15.08.2019 в инспекцию направлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность формы по КНД 0710096 (номер корректировки 1, отчетный период (код) 90, отчетный год 2019).

Согласно представленной в материалы дела квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, 0710096, 1, 90, 2019 принята налоговым органом 15.08.2019.

Инспекцией 15.08.2019 вынесено решение N 5319А об отказе в государственной регистрации. Согласно указанному решению, в нарушение подпункта "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.

Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации.

Согласно данной норме для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона о регистрации, согласно которой отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт а пункта 1).

По мнению заявителя, представленная обществом упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096 содержала код отчетного периода "90", что позволяло идентифицировать сданные в инспекцию документы как ликвидационный баланс.

Однако, судом установлено, что среди представленных 15.08.2019 в регистрирующий орган документов отсутствовал ликвидационный баланс, что также следует из содержания представленной в материалы дела расписки. Согласно расписке, пакет документов содержал только заявление по форме Р16001.

Таким образом, из материалов дела не следует, что при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации был представлен ликвидационный баланс 15.08.2019 заявителем в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи действительно была представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096. По результатам приема данной отчетности инспекцией сформирована квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, а также сформировано извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме.

Таким образом, по телекоммуникационным каналам связи была представлена отчетность во исполнение обязанности общества, как налогоплательщика (в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Заявителем не учтено, что вопросы представления документов на государственную регистрацию и в целях исполнения обязанностей как налогоплательщиком регулируются различными правовыми нормами, с соблюдением соответствующих требований.

Регистрация носит заявительный характер, а регистрирующий орган анализирует исключительно документы, представленные на государственную регистрацию, не имеет полномочий на истребование и анализ каких-либо документов, представленных в иные структурные подразделения в связи с исполнением заявителями иных обязанностей (в том числе как налогоплательщика).

Ввиду чего, выводы арбитражного суда об отсутствии достаточных правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований правомерны.

1.7. Ввиду того, что документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об участниках общества с ограниченной ответственностью были представлены нотариусом после удостоверения соответствующей сделки, суды констатировали, что одного только объяснения физического лица о том, что он не принимал решения о передаче доли в уставном капитале общества, с приобретателем доли в уставном капитале общества не знаком и более двух лет не посещал нотариуса, недостаточно для признания установленным факта недостоверности представленных на государственную регистрацию документов.

По делу N А08-1046/2020 К. обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 30.12.2019 N 25354А и обязании произвести регистрационные действия.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.06.2020 признано недействительным решение Инспекции от 30.12.2019 N 25354А об отказе в государственной регистрации в отношении общества.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, регистрирующий орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.

Как следует из материалов дела, на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 13.12.2019 заявитель приобрел у Д. долю в размере 100% в уставном капитале общества.

Заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), было представлено в регистрирующий орган нотариусом 23.12.2019 после удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли в уставном капитале общества.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 30.12.2019 Инспекцией на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение об отказе в государственной регистрации N 25354А.

Как следует из материалов дела, единственным основанием для выводов регистрирующего органа о недостоверности сведений, представленных нотариусом для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ и для принятия решения N 25354А от 30.12.2019 об отказе в государственной регистрации, явились показания руководителя и участника общества Д., полученные налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля.

Допрос Д. проводился должностными лицами Инспекции в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках выездной налоговой проверки, о чем составлен протокол допроса от 25.12.2019.

Согласно содержанию протокола допроса Д. не принимал решения о передаче доли в уставном капитале общества, с К. не знаком и более двух лет не посещал нотариуса.

В связи с изложенным, регистрирующий орган пришел к выводу, что содержащиеся в представленных документах сведения о заявителе, как о единственном участнике общества, являются недостоверными.

Показания свидетелей, полученные в рамках налоговой проверки с соблюдением требований статьями 90, 99 Налогового кодекса Российской Федерации, являются письменными доказательствами, отвечающими требованиям статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доказательства оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу. При оценке показаний устанавливаются их относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность для установления наличия или отсутствия определенного обстоятельства и взаимной связи данного доказательства с другими имеющимися по делу.

Отклоняя ссылки регистрирующего органа на указанное доказательство (протокол допроса, который в полном объеме представлен суду апелляционной инстанции), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В материалы дела представлены копия нотариально удостоверенного договора купли-продажи доли уставном капитале общества, согласно которому Д. продал принадлежащую ему долю К. При этом, при нотариальном удостоверении договора нотариусом установлено, что содержание договора соответствует волеизъявлению его участников, в договоре имеется отметка, что он подписан в присутствии нотариуса (в том числе гражданином Д.), личности подписавших договор нотариусом установлены, их дееспособность нотариусом проверена.

Заявление о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в адрес регистрирующего органа также было направлено нотариусом, удостоверившим спорный договор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

В соответствии со статьями 42 - 44 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

При удостоверении сделок осуществляется проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно отметил, что при таких обстоятельствах, одного только объяснения Д. о том, что он не принимал решения о передаче доли в уставном капитале общества, с К. не знаком и более двух лет не посещал нотариуса, недостаточно для признания установленным факта недостоверности представленных на государственную регистрацию документов.

При этом, от Д. не поступало возражений относительно предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц о том, что единственным участником общества становится К. Кроме того, привлеченный к участию в настоящем деле Д. в судебные заседания по настоящему делу не являлся, возражений по существу требований К. не представил.

Доказательств того, что гражданин Д. оспорил нотариально удостоверенный договор, в материалах дела не имеется.