Правила поведения и этикета водителя мототранспортного средства на дорогах общего пользования

Водитель - главный участник в процессе дорожного движения, и в критической ситуации от его психофизиологических особенностей зависит вероятность возникновения ДТП. Специфика психической деятельности водителя в конкретной дорожно-транспортной ситуации, выражающаяся в адекватности или неадекватности его действий и поведения объективным требованиям дорожной обстановки, обусловлена воздействием как внешних, так и внутренних факторов системы "Водитель - Автомобиль - Дорога - Среда". По статистике 70 - 80% ДТП происходит из-за ошибок водителей.

Психологические навыки оказывают прямое влияние на восприятие и отношение к скорости передвижения на мототранспортном средстве.

Психологические навыки:

- координация;

- внимание;

- концентрация;

- образное представление;

- восприимчивость;

- способность запоминать;

- страх;

- уверенность;

- правила поведения и этикет.

Водитель мототранспортного средства должен обладать хорошей координацией для того, чтобы воздействовать на органы управления мотоцикла (руль, педали передач, тормоз) в условиях высокого уровня опасности, быть внимательным и сконцентрированным на дорожной обстановке. Ключ к полному контролю над мотоциклом заключается в способности полностью сосредотачиваться на вождении. Это так же важно, как владение навыками и приемами управления.

Концентрация зависит также от физического состояния вашего тела. Низкий уровень сахара в крови, усталость могут сильно понизить вашу способность концентрироваться. Вы должны научиться проводить самодиагностику организма и следить за уровнем стресса. Это довольно просто, потому что стресс проявляется через физиологию. Все мышцы - пресс, плечи, руки - напрягаются, дыхание становится неравномерным. В таком состоянии организм утомляется быстрее.

Глубокие расслабленные вздохи помогут насытить кровь кислородом. Мышцы станут работать эффективнее, тело расслабится, и увеличится концентрация внимания. Правильное дыхание не ограничивается грудной клеткой, живот тоже должен участвовать в процессе. Положите руку на живот и попробуйте дышать. Вы должны почувствовать, что воздух входит и выходит из вас безо всякого напряжения. Следите за дыханием, и как только вы поймете, что дышите только грудью, тут же подключайте живот.

Внимание - это процесс выделения важного из большого количества входящей информации. Любая ситуация требует определенного количества внимания. По мере освоения навыков скорость возрастает, потому что меньше внимания тратится на управление, и больше - на саму езду.

Водитель должен обладать образным представлением и быть восприимчивым к окружающей обстановке.

Способность запоминать наделяет водителя мототранспортного средства знанием маршрута, участков, где необходимо изменять скорость и передачу.

Данные навыки необходимо тренировать.

Страх является главным препятствием для оттачивания навыков и освоения новых приемов, но страх полезен и необходим для самосохранения. У каждого мотоциклиста, как и у каждого человека, есть свой порог страха. При этом уровне человеческий мозг перестает обрабатывать поступающую информацию. Например, если водитель будет двигаться со слишком высокой скоростью, к которой он не привык, его мозг заблокирует входящую информацию об окружающей обстановке, и, если мотоциклист упадет, он не будет помнить самого падения.

Противоположность страху - это уверенность. Уверенность строится на знаниях и убежденности. Знание строится на анализе физического и психологического опыта. Убежденность строится на вере в то, что ваши знания верны.

Мотоциклист является невидимым для других участников дорожного движения. Это необходимо помнить всегда и не рассчитывать, что другой водитель вас заметил, даже после установки визуального контакта с ним. При этом необходимо быть вежливым на дороге, носить мотоэкипировку вне зависимости от дальности поездки и температуры окружающей среды, быть готовым к различным внештатным ситуациям, быть внимательным, никогда не менять траекторию движения без предварительного взгляда через плечо, а не по зеркалам, быть терпеливым, следить за скоростью приближающих транспортных средств, помнить про дистанцию, никогда не стремиться проскочить между двумя остановившимися автомобилями, следите за дверьми автомобилей.

Этикет мотоциклистов - это особые правила:

- приветствуйте других мотоциклистов;

- ездите безопасно;

- опережайте безопасно;

- уважайте других людей;

- ездите между рядами предельно осторожно;

- предлагайте помощь другим мотоциклистам в случае необходимости;

- никогда не трогайте чужой мотоцикл без разрешения.