Заключение

В целом, субъекты Российской Федерации имеют следующие возможности по предоставлению налоговых преференций для СОНКО:

1) частичное или полное освобождение СОНКО от транспортного налога;

2) снижение налоговой ставки для СОНКО по транспортному налогу;

3) частичное или полное освобождение СОНКО от налога на имущество организаций;

4) снижение налоговой ставки для СОНКО по налогу на имущество организаций;

5) снижение налоговой ставки для СОНКО в случае применения УСН.

Практики установления для СОНКО налоговых льгот и пониженных налоговых ставок государственными органами власти субъектов Российской Федерации схожи между собой. Это проявляется, прежде всего в том, что регионы Российской Федерации, которые вводят налоговые льготы для СОНКО, как правило, освобождают от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога те же формы СОНКО: в первом случае религиозные организации, а во втором - общественные организации инвалидов.

Также распространенной практикой является, когда региональная льгота по уплате налога или пониженная ставка налога установлены таким образом, что ими могут воспользоваться СОНКО, работающие в установленной сфере деятельности, например, осуществляют деятельность в области образования, спорта, организации досуга и развлечений, по уходу с обеспечением проживания или предоставляют социальные услуги без обеспечения проживания.

В качестве условия для предоставления налоговых льгот или пониженных налоговых ставок, которыми могут воспользоваться СОНКО, в законодательных актах субъектов Российской Федерации имеется возможность устанавливать определенные требования к составу доходов СОНКО за соответствующий отчетный (налоговый) период. Так, зачастую пониженные налоговые ставки в случае применения организациями УСН устанавливаются региональными законами в том случае, если доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученная от осуществления указанных видов экономической деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Следует отметить, что только в ХМАО осуществляется адресная налоговая поддержка СОНКО. В региональных законодательных актах данного субъекта Российской Федерации СОНКО выделены в качестве отдельной категории налогоплательщиков, которой предоставлены отдельные налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций и пониженные налоговые ставки в случае применения УСН. При этом в законодательных актах ХМАО установлен перечень условий, выполнение которых влечет за собой возникновение права на льготу. Так, льготой по уплате налога на имущество организаций и пониженной ставкой в случае применения УСН могут воспользоваться только региональные СОНКО, включенные в государственный реестр региональных СОНКО - получателей поддержки и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Таким образом, при разработке налоговых преференций для СОНКО, органы власти субъектов Российской Федерации могут опираться на меры, которые уже используются в других субъектах Российской Федерации, а также осуществлять адресную налоговую поддержку СОНКО, как в ХМАО.