II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. МУ применяются с целью оценки достаточности и эффективности планируемых мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для митигации рисков и вреда здоровью населения.

2.2. МУ применяются при наличии следующих условий и с учетом ряда допущений:

- неблагоприятная, длительно сохраняющаяся санитарно-гигиеническая ситуация с высоким уровнем многокомпонентного загрязнения атмосферного воздуха селитебной территории, подтвержденным данными лабораторных исследований, и/или мониторинговых наблюдений и/или комплексными расчетами рассеивания;

- присутствие источников формирования повышенной нагрузки загрязняющих веществ на атмосферный воздух - хозяйствующих субъектов (юридические лица, индивидуальные предприниматели), отнесенных к объектам I, II, III и IV категорий, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду <5>;

--------------------------------

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

- жалобы населения на ненадлежащее качество атмосферного воздуха и связанные с ним нарушения здоровья;

- риски здоровью, превышающие допустимые уровни, для населения селитебной территории;

- неблагоприятные тенденции в изменении структуры и динамики смертности и заболеваемости населения селитебной территории;

- наличие инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также планов воздухоохранных мероприятий территорий и каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в границах или вблизи селитебных зон;

- картографическая привязка селитебных зон и зон размещения хозяйствующих субъектов в геоинформационной системе.

2.3. В качестве адекватной методической основы оценки эффективности митигации рисков и вреда при планировании и реализации воздухоохранных мероприятий применяется метод, основанный на теории нечетких множеств (нечеткой логики) <6>, используемый для решения прикладных исследований в области принятия управленческих решений <7>.

--------------------------------

<6> Zadeh L.A. Fuzzy sets // Information and Control. - 1965. - T. 8, N 3. - P. 338 - 353; Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. - М.: Мир, 1976. - 166 с.

<7> Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. - М.: Наука, 1981. - 208 с.

2.4. Методом нечетких множеств оценивают многокомпонентные негативные воздействия, вызывающие множественные негативные эффекты в виде причиненного вреда здоровью. Ключевые показатели оценивают интервальными значениями, определяющими их принадлежность (функция принадлежности) к диапазону шкалированных параметров.

2.5. Нечеткое моделирование включает в анализ как количественные, так и качественные переменные, оперирует нечеткими входными данными с возможностью быстрого моделирования (в том числе сценарного) сложных динамических ситуаций и проведения сравнительных оценок с заданной степенью точности.

2.6. Для объективизации оценок используют результаты гигиенических (натурных или расчетных) исследований качества атмосферного воздуха и контролируемых медико-биологических исследований состояния здоровья населения в селитебной зоне под экспозицией и вне ее. Принципы построения исследований учитывают ключевые положения оценки хронической экспозиции, зависимости "доза-эффект" для воздействующего вещества, понятия приемлемости риска воздействия, особенности реакций организма человека в условиях комбинированных аэрогенных нагрузок, планы воздухоохранных мероприятий.

2.7. При оценке фактически причиненного вреда здоровью населения выполняют предварительное категорирование видов деятельности хозяйствующих субъектов, в зонах влияния выбросов которых располагаются селитебные территории. Подход повышает адресность и направленность последующих регулирующих мер <8>.

--------------------------------

<8> МР 5.1.0116-17 "Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.08.2017.

2.8. Результаты оценки риска здоровью при воздействии загрязняющих атмосферный воздух химических веществ являются неотъемлемыми для оценки причинения вреда здоровью. Медико-биологические исследования по оценке причиненного вреда проводят направленно как в отношении критических для конкретных воздействий органов и систем <9>, так и с учетом этиопатогенетических механизмов развития негативных эффектов в условиях комбинированных воздействий.

--------------------------------

<9> Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 05.03.2004 (далее - Р 2.1.10.1920-04 от 05.03.2004).

2.9. Установление факта причинения вреда в виде заболевания или нарушения здоровья экспонированного индивидуума осуществляется по отношению к заданному периоду времени (предшествующему году или другому периоду в зависимости от цели оценок). Анализируемые периоды времени должны быть абсолютно сопоставимы для всех показателей и параметров, включенных в анализ.

2.10. Результаты оценки причиненного вреда на индивидуальном уровне являются основой для определения фактической численности лиц (групповой или популяционный уровень) с установленным впервые за анализируемый период диагнозом хронического заболевания или нарушением здоровья, доказано детерминированным аэрогенной экспозицией.

2.11. Для оценки адекватности воздухоохранных мероприятий сопоставляют перечень веществ, фактически участвующих в причинении вреда здоровью экспонированного населения, с перечнем веществ, включенных в планы по снижению валовых выбросов. Для оценки достаточности и эффективности воздухоохранных мероприятий определяют степень причиненного вреда здоровью до и после их проведения.

2.12. Алгоритмы, методы и критерии также реализованы в программном продукте "Оценка достаточности и эффективности планируемых мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для митигации рисков и вреда здоровью населения" <10>, доступном для ознакомления в открытом доступе сети Интернет.

--------------------------------

<10> Пример программного продукта представлен на официальном сайте ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора: www.fcrisk.ru