III. Механизмы развития школьного спорта

Школьный спорт через разнообразие своих форм и методов способствует воспитанию гармонично развитой личности ребенка, имеющего активную жизненную позицию, готового к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Благодаря школьному спорту обучающиеся могут приобретать различные умения и навыки, повышать свои физические возможности, самооценку, формировать здоровые привычки.

В целях решения актуальных проблем развития школьного спорта Программа содержит три подпрограммы, направленные на совершенствование спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, кадрового и научно-методического обеспечения школьного спорта, физкультурно-спортивной работы.

Развитие современной инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом в соответствии с действующим ФГОС, интересами и потребностями детей и молодежи, будет обеспечено через решение следующих задач:

модернизация существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях в соответствии с существующими потребностями и современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта;

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта во вновь создающихся общеобразовательных организациях в соответствии с современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта через разработку и внедрение требований по объемно-планировочным решениям к спортивным объектам установлены в санитарных правилах СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573);

разработка ГОСТ Р в части спортивного оборудования и инвентаря, используемого для образовательной деятельности и школьного спорта в общеобразовательных организациях, включая оборудование и инвентарь инклюзивного (универсального) дизайна;

создание безбарьерной среды в общеобразовательных организациях в части инфраструктуры физической культуры и спорта, включая разработку соответствующих ГОСТ Р;

создание условий для обеспечения безопасности при занятиях физическим воспитанием и школьным спортом на спортивных объектах общеобразовательных организаций.

Современная кадровая политика в сфере школьного спорта должна основываться на постоянном повышении профессиональной компетентности педагогических работников, освоении эффективных образовательных технологий и получении ими новых знаний.

Для решения задач кадрового обеспечения школьного спорта прежде всего необходимо создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических работников (интерактивные и онлайн-курсы, практикумы-семинары, конкурсы педагогического мастерства, организация стажерских площадок), включая разработку дополнительных профессиональных программ физкультурно-спортивной направленности для педагогических работников образовательных организаций.

Научно-методическое обеспечение школьного спорта должно предусматривать проведение научных исследований в области физической культуры и спорта, воспитания и социализации обучающихся, включая разработку и внедрение в систему общего образования дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, направленных на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.

В части совершенствования физкультурно-спортивной работы предусматривается:

совершенствование образовательных программ;

реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

содействие процессу воспитания обучающихся средствами физической культуры и спорта;

совершенствование медицинского сопровождения школьного спорта;

увеличение количества ШСК и создание сетевой модели взаимодействия ШСК, включающей различные формы и механизмы оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и их образовательного самоопределения посредством использования интернет-портала Единой информационной площадки по направлению "Физическая культура и спорт в образовании" https://еип-фкис.рф/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", интернет-ресурса школьныйспорт24.рф;

расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, проектов, творческих инициатив дополнительного образования, в том числе в период летней оздоровительной кампании (организация в каникулярный период спортивно-оздоровительных лагерей, тематических смен физкультурно-спортивной направленности для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта);

расширение сети школьных спортивных лиг;

модернизация Всероссийского сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, реализующих программы в области физической культуры и спорта, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, через создание современных моделей проведения физкультурных и спортивных мероприятий, отвечающих запросам молодого поколения;

обеспечение участия спортивных команд Российской Федерации в международных соревнованиях, в том числе Всемирных гимназиадах, Чемпионатах мира (Европы), проводимых среди обучающихся под эгидой ISF;

проведение физкультурно-спортивных и спортивно-массовых мероприятий по пропаганде школьного спорта.

Кроме того, в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" приказом Минспорта России от 1 марта 2019 г. N 175 утвержден перечень субъектов Российской Федерации - экспериментальных площадок, обеспечивающих вовлечение фокус-групп в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни", включающий 10 ключевых направлений, а также 20 субъектов Российской Федерации. Предметом деятельности экспериментальной площадки является разработка моделей и механизмов вовлечения в занятия физической культурой и спортом различных категорий граждан, в том числе детей школьного возраста. Полученный опыт экспериментальных площадок позволит сформировать модель вовлечения детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом для распространения во всех субъектах Российской Федерации.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, расширить компетенции педагогического состава, оснастить общеобразовательные организации методическим обеспечением, совершенствовать урок "Физическая культура" и внеурочную деятельность, создать современную систему организации и проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий в целях повышения уровня физической подготовленности детей школьного возраста.