Права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями)

Права и полномочия педагога-психолога при работе

с обучающимися и их родителями (законными представителями)

Правовой статус педагогических работников определен в статье 47 Федерального закона об образовании. Педагог-психолог является педагогическим работником (постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"), что определяет его основные права и полномочия в работе с обучающимися и их родителями (законными представителями). Его полномочия в настоящее время определены:

- Федеральным законом об образовании (статья 42 "Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации");

- профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Особенности режима рабочего времени). Раздел VIII Особенностей, утвержденных данным нормативным правовым актом, регулирует рабочее время отдельных педагогических работников. Так, согласно пункту 8.1 Особенностей, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Следует учитывать, что помимо юридических оснований деятельности педагога-психолога, существуют и общественно-профессиональные, отраженные, в частности, в Примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников (письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484) и документах тех профессиональных организаций, членом которых является специалист.

В работе с обучающимися и их родителями (законными представителями) важно знать, что права и полномочия педагога-психолога четко обозначены в статьях 34 и 44 Федерального закона об образовании.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).