Взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)

Межведомственное взаимодействие между ПМПК, МСЭ и общеобразовательными организациями, а также решение актуальных вопросов обучения, адаптации и социализации детей-инвалидов осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Минтруда России.

Для координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности обязанность организации взаимодействия с ПМПК возлагается на федеральные государственные учреждения МСЭ в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 723 "Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями" и Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", которые осуществляют регламентацию межведомственного взаимодействия между учреждениями МСЭ и ПМПК.

Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных образовательных условий, а следовательно, и в обследовании специалистов ПМПК, проходят комиссию, предварительно пройдя обследование в организациях здравоохранения. По результатам обследования ПМПК специалисты выдают родителям заключение с рекомендованной образовательной программой, которая будет адекватна возможностям ребенка и которую он сможет освоить, а также с направлениями коррекционной работы и рекомендациями по созданию специальных условий для получения образования. Если у ребенка существует потребность в сопровождении его тьютором, ассистентом, специалисты ПМПК определяют ее и отражают в своем заключении. Степень ограничений к обучению на МСЭ определяется с учетом заключения ПМПК.

Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н утвердил Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида, которые выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их новые формы. В данном нормативном правовом акте закреплено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения ПМПК о результатах проведенного обследования ребенка. Таким образом, закреплено право бюро МСЭ просить у родителей (законных представителей) предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ. На ПМПК направляются все дети-инвалиды с нарушением сенсорных, речевых и языковых, статодинамических функций и дети, впервые направленные на МСЭ. Отсюда возможно два варианта взаимодействия ПМПК и МСЭ. На ПМПК может быть направлен ребенок из организации здравоохранения (при оформлении инвалидности), который попадает в бюро МСЭ после прохождения ПМПК и получения ее заключения. Или же ребенок может проходить обследование комиссии уже после заседания МСЭ для того, чтобы определить, нуждается ли он в специальных образовательных условиях, и установить его способности к обучению. В любой из этих ситуаций родители (законные представители) оставляют за собой право проходить или не проходить обследование на ПМПК, а также право предъявлять или не предъявлять ее заключение. При этом важно отметить, что заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения "нуждаемости в инвалидности". Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК "помогают" специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка, чтобы определить, нуждается ли он в установлении инвалидности.

Согласно Примерному положению о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденному распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, психолого-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников общеобразовательной организации с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Взаимодействие комиссии и консилиума происходит в нескольких вариантах:

- направление детей на обследование в ПМПК с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и получении рекомендаций по организации их обучения и воспитания;

- выполнение рекомендаций ПМПК по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

- оказание консультативной помощи специалистам общеобразовательной организации по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным поведением специалистами ПМПК.

Особенно значимым является межведомственное взаимодействие психолого-медико-педагогических комиссий с организациями здравоохранения. В настоящее время наиболее оптимальным и эффективным сотрудничеством является взаимодействие посредством предоставления документов из медицинских организаций на комиссию. Одним из обязательных документов (согласно Положению о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082) является подробная Выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации). От того, насколько точные сведения предоставлены от сурдолога, окулиста, невролога, психиатра, зависит адекватное определение дальнейшего сопровождения ребенка. Кроме этого, Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" регламентирует прохождение врача-психиатра в случае необходимости уточнения диагноза. Поэтому для улучшения взаимодействия с организациями здравоохранения регулярно проводятся совместные совещания, лекции и другие мероприятия, которые содействуют лучшему пониманию ведомственных проблем.