Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 2

к приказу ФАС России

и Минэнерго России

от 09.02.2021 N 88/21/61

ТРЕБОВАНИЯ

К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ, В ХОДЕ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ

С НЕФТЕПРОДУКТАМИ, А ТАКЖЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ ИЗ НЕФТИ И ГАЗА, ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ

СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов ФАС России N 258/22, Минэнерго России N 274 от 30.03.2022,

ФАС России N 458/22, Минэнерго России N 573 от 21.06.2022,

ФАС России N 491/23, Минэнерго России N 549 от 21.07.2023,

ФАС России N 709/23, Минэнерго России N 868 от 06.10.2023)

1. Настоящие требования разработаны в целях реализации пункта 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и применяются к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по продаже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках хозяйствующим субъектом (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц (далее - биржевые торги).

2. Нефтепродукты, а также отдельные категории товаров, выработанных из нефти и газа (далее - нефтепродукты), объединяются по видам биржевого товара в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов соответствующих нефтепродуктов, сроков и способов исполнения обязательств, а также на условиях поставки "франко-труба" - передачи нефтепродуктов в пункте сдачи при нефтеперерабатывающем заводе в трубопроводную систему и "франко-вагон станция отправления" - передачи нефтепродуктов на железнодорожной станции отправления при нефтеперерабатывающем заводе.

3. При продаже на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, для каждого вида биржевого товара в начале торговой сессии устанавливается расчетная величина, именуемая в настоящих Требованиях стартовой ценой, которая должна быть использована указанными участниками биржевых торгов для подачи заявок на продажу соответствующих нефтепродуктов, в течение торговой сессии в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований.

4. Стартовая цена рассчитывается биржей и устанавливается в размере, не превышающем средневзвешенные ценовые значения сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в течение предыдущей торговой сессии. При установлении такой стартовой цены не учитываются следующие сделки:

а) по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, в случае, если в течение торговой сессии количество участников биржевых торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов;

б) заключенные на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок;

в) заключенные на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;

г) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком).

5. Средневзвешенные ценовые значения сделок рассчитываются биржей в случае, если в течение торговой сессии было заключено две и более сделок, соответствующих условиям, установленным пунктом 4 настоящих Требований.

6. При отсутствии сделок, удовлетворяющих условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящих Требований, такая стартовая цена определяется следующими способами:

а) для биржевого товара, впервые реализуемого на бирже, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно по ценам, сопоставимым с ценами внебиржевых сделок с соответствующим нефтепродуктом;

б) для биржевого товара, реализация которого не осуществлялась более одного месяца, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно, в пределах десятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

в) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались сделки по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, если в течение торговой сессии количество участников торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов, на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок, а также на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара, стартовая цена устанавливается в пределах пятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

г) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались нестандартные сделки, определенные в соответствии с Законом о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар;

д) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась менее одного месяца, в связи с тем, что отсутствовали сделки, удовлетворяющие условиям для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящих Требований, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар.

7. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, не должны отклоняться более чем на пять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара и более чем на десять процентов от значения стартовой цены соответствующего биржевого товара, установленной для первой торговой сессии текущего месяца.

8. Минимальное количество участников биржевых торгов в течение торговой сессии должно составлять:

не менее двух участников, подавших заявки на продажу биржевых товаров;

не менее трех участников, подавших заявки на покупку одного вида биржевого товара.

9. Объем продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, должен превышать следующие величины:

а) бензин автомобильный - двенадцать процентов;

(в ред. Приказов ФАС России N 258/22, Минэнерго России N 274 от 30.03.2022, ФАС России N 491/23, Минэнерго России N 549 от 21.07.2023, ФАС России N 709/23, Минэнерго России N 868 от 06.10.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) топливо дизельное - десять процентов;

(в ред. Приказов ФАС России N 258/22, Минэнерго России N 274 от 30.03.2022, ФАС России N 491/23, Минэнерго России N 549 от 21.07.2023, ФАС России N 709/23, Минэнерго России N 868 от 06.10.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) топливо для реактивных двигателей - восемь целых восемь десятых процента;

г) мазут - три целых две десятых процента;

(в ред. Приказа ФАС России N 458/22, Минэнерго России N 573 от 21.06.2022)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СПБТ - смесь пропана и бутана технических, ПТ - пропан технический, БТ - бутан технический, ПБА - пропан-бутан автомобильный, ПА - пропан автомобильный) - шесть процентов.

10. Объем продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, установленный пунктом 9 настоящих Требований, рассчитывается от месячного совокупного объема производства соответствующих видов нефтепродуктов, произведенных всеми занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами.

11. При определении объема продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, установленного в пункте 9 настоящих Требований, учитывается объем нефтепродуктов, реализуемый на условиях поставки "франко-труба" - передачи нефтепродуктов в пункте сдачи при нефтеперерабатывающем заводе в трубопроводную систему и "франко-вагон станция отправления" - передачи нефтепродуктов на железнодорожной станции отправления при нефтеперерабатывающем заводе, с учетом пункта 2 настоящих Требований.

12. В случае, если для оказания регулирующего воздействия на биржевых торгах продаются нефтепродукты, составляющие запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого хозяйствующими субъектами, то соответствующие объемы учитываются при расчете величин, установленных пунктом 9 настоящих Требований.

13. В целях удовлетворения потребностей по покупке, в том числе занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, а также лиц, входящих в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами объемов нефтепродуктов, биржей в день проведения торговой сессии, по результатам которой рассчитывались средневзвешенные ценовые значения сделок в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований, после окончания такой торговой сессии проводится дополнительная торговая сессия.

14. В течение дополнительной торговой сессии могут подаваться заявки на продажу и (или) покупку биржевых товаров, в отношении сделок с которыми по результатам торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, биржей рассчитывались средневзвешенные ценовые значения в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований.

15. Ценовые предложения в заявках на продажу нефтепродуктов, подаваемых в ходе дополнительной торговой сессии, должны соответствовать средневзвешенным ценовым значениям сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в ходе торговой сессии, проведенной в тот же день и предшествующей дополнительной торговой сессии, рассчитанным биржей в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований.

16. К дополнительной торговой сессии не применяется требование о минимальном количестве участников, установленное пунктом 8 настоящих Требований.

17. Объемы проданных в ходе дополнительной торговой сессии биржевых товаров не учитываются при определении соответствия объемов, продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, величинам, установленным пунктом 9 настоящих Требований.

18. Дополнительная торговая сессия не учитывается для целей установления стартовой цены в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.

19. Действия организатора торговли и (или) участников биржевых торгов не должны нарушать антимонопольное законодательство Российской Федерации.

20. На биржевых торгах должны быть установлены процедуры по обеспечению контроля подачи заявок на продажу нефтепродуктов, занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований.

21. Биржей должен быть установлен порядок размещения сведений о реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, направляемых продавцом для размещения на официальном сайте биржи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывающий определенные Правительством Российской Федерации критерии регулярности и равномерности реализации на бирже нефтепродуктов.

22. Биржей должен быть установлен порядок информирования федерального антимонопольного органа о превышении ценовых предложений в заявках на продажу соответствующих нефтепродуктов, поданных в течение торговой сессии занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, значений, определяемых согласно пункту 7 настоящих Требований для соответствующего биржевого товара.