Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 6 февраля 2021 г. N 128

ПРАВИЛА

ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ РЕЕСТРА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2021 N 1684)

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (далее - разрешительная деятельность), оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы) (далее - реестр). Реестр ведется в сферах общественных отношений, к которым применяется Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

2. Реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования.

3. Задачами создания реестра является автоматизация процессов:

а) формирования, ведения и актуализации реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований;

б) выделения обязательных требований из текстов нормативных правовых актов;

в) информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.

4. Сведения в реестр вносятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, а также аккредитацию, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также в случае, если полномочие Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) или разрешительной деятельности передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации).

5. Реестр включает следующие сведения (атрибуты) в отношении каждого обязательного требования:

а) содержание обязательного требования (условия, ограничения, запреты, обязанности);

б) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, содержащего обязательное требование, и ее текст;

в) срок действия обязательного требования;

г) сведения о статусе обязательного требования (действующее, недействующее требование). Хранение в реестре сведений об обязательных требованиях, в том числе недействующих, осуществляется на постоянной основе;

д) вид, наименование и реквизиты нормативного правового акта, содержащего обязательное требование;

е) ссылка на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или ссылка на прямое скачивание нормативного правового акта с сайта заинтересованного федерального органа исполнительной власти, уполномоченной организации, если он не опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru);

ж) объект установления обязательного требования (осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий, результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования);

з) сферы общественных отношений, затрагиваемые обязательным требованием;

и) виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательное требование, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (в случае, если обязательное требование устанавливается в отношении деятельности лиц);

к) форма оценки соблюдения обязательного требования (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);

л) перечень документов (сведений), подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);

м) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие выдачу документов или предоставление сведений, подтверждающих соответствие субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);

н) вид государственного контроля (надзора), наименование вида разрешительной деятельности (полномочия по предоставлению лицензий, иных разрешений и аккредитации), в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательного требования, установленного нормативным правовым актом, в соответствии с федеральной государственной информационной системой "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии);

о) ответственность, предусмотренная за несоблюдение обязательного требования с указанием ее размера (при наличии);

п) наименование и реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования;

р) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта, устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного требования, и ее текст;

с) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации, осуществляющие государственный контроль (надзор) и оценку соблюдения обязательных требований;

т) субъект административной ответственности за несоблюдение обязательного требования;

у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного требования;

ф) гиперссылки на проверочные листы (после их утверждения) в формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии);

х) гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований, иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательном требовании и порядке его соблюдения (при их наличии);

ц) гиперссылки на доклады о достижении целей введения обязательных требований (при наличии).

6. Перечни лиц, ответственных за размещение сведений в реестре (далее - ответственные лица), подлежат утверждению заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями.

7. Размещение в реестре сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного лица в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи".

8. Руководители и ответственные лица заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций несут ответственность за полноту и достоверность сведений об обязательных требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, размещенных в реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их внесения в реестр.

9. В случае если федеральный орган исполнительной власти не осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, контроль за полнотой и достоверностью сведений об обязательных требованиях, размещенных таким органом в реестре, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений.

10. Принципами функционирования реестра являются:

а) публичность и доступность информации, размещаемой в реестре;

б) предоставление доступа к сервисам реестра, осуществляемого с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предполагающего возможность индивидуализированной настройки процессов и информационных ресурсов реестра;

в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

г) информационное взаимодействие реестра с иными информационными системами, осуществляемое в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

11. Участниками реестра являются:

а) оператор реестра - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, - Министерство экономического развития Российской Федерации;

в) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации.

12. Оператор реестра выполняет следующие функции:

а) обеспечивает разработку программного обеспечения реестра в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;

б) обеспечивает функционирование специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего сведения об обязательных требованиях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - публичный портал), а также круглосуточный доступ граждан и организаций к указанным сведениям;

в) обеспечивает сохранность информации, содержащейся в реестре, и невозможность ее несанкционированного изменения;

г) организует доступ к реестру ответственных лиц и их информационную поддержку по техническим вопросам;

д) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к реестру, а также об ответственных лицах и осуществляет их хранение;

е) обеспечивает администрирование, эксплуатацию, развитие программно-технических средств реестра и его бесперебойное функционирование в соответствии с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;

ж) обеспечивает соответствие реестра требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

13. Уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение наполнения реестра, выполняет следующие функции:

а) в целях формирования, ведения и актуализации реестра организует методическое сопровождение его работы;

б) определяет направления развития реестра и обеспечивает по согласованию с оператором реестра формирование функциональных, технических, качественных и эксплуатационных требований к реестру;

в) разрабатывает методические рекомендации по формированию, ведению и актуализации реестра, в том числе нормативно-справочную информацию.

14. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные организации выполняют следующие функции:

а) вносят в реестр сведения о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования;

б) вносят в реестр формулировки обязательных требований, сведения (атрибуты), предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, посредством заполнения электронных форм реестра;

в) определяют лиц, ответственных за размещение сведений в реестр.

15. Министерство юстиции Российской Федерации принимает участие в методическом сопровождении работы реестра.

16. Функциями реестра являются:

а) формирование реестра в соответствии с установленным атрибутивным составом;

б) формирование базы данных о нормативных правовых актах, (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, включающей сведения о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования";

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2021 N 1684)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечение возможности формирования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями в автоматизированном режиме проверочных листов на основе сведений реестра;

г) формирование рекомендаций по выделению обязательных требований из текстов нормативных правовых актов, загруженных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями;

д) обеспечение возможности анализа практики применения обязательных требований, в том числе выявления дублирования обязательных требований и оценки затрат на соблюдение обязательных требований;

е) обеспечение автоматического предзаполнения сведений (атрибутов) каждого обязательного требования, указанного в подпунктах "в", "д", "е", "н", "п" и "с" пункта 5 настоящих Правил, с использованием нормативно-справочной информации реестра и базы данных о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, формируемой в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, и сохранения внесенной в реестр информации для исключения необходимости ее повторного ввода при изменении сведений в указанной в настоящем подпункте базе данных, а также обеспечение возможности корректировки ответственными лицами автоматически заполненных сведений (атрибутов) в отношении каждого обязательного требования.

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2021 N 1684)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Технические и программные средства реестра обеспечивают:

а) защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

б) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при размещении, изменении или удалении информации в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", а также возможность проверки такой электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации средствами реестра;

в) идентификацию, аутентификацию и авторизацию участников, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, содержащейся в информационных ресурсах;

г) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения;

д) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность восстановления указанной информации;

е) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета операций, полученных в результате ежедневного копирования в течение срока, установленного оператором реестра, но не менее 30 календарных дней.

18. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на публичном портале.

19. Актуализация сведений об обязательных требованиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.

20. Актуализация сведений об обязательных требованиях, установленных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 10 рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование.