Туристско-краеведческая направленность

Установление ограничительных мер на территории Российской Федерации, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вызвало определенные затруднения в организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися, в том числе реализации дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности.

Это связано с тем, что туристско-краеведческая направленность предусматривает организацию деятельности с детьми в условиях природной среды, работу с объектами культурного и природного наследия. Важную роль при этом играет организация коллективной работы детей, что в условиях ограничительных мер крайне затруднительно.

Вместе с тем принимаемые меры по организации образовательного процесса в условиях ограничений позволили минимизировать выше указанные риски, а, в отдельных случаях, способствовали развитию новых форм организации деятельности с обучающимися, использование которых целесообразно и при условии снятия ограничений.

Данный факт также связан со спецификой туристско-краеведческой деятельности, которая потенциально ориентирована на реализацию не в замкнутом пространстве образовательной организации, а на всей территории Российской Федерации. Например, планируемый район туристского похода может располагаться за тысячи километров от места жительства детей.

Соответственно, использование дистанционных технологий позволяет более качественно организовать процесс подготовки мероприятия, изучение природных, географических, исторических особенностей района похода, что способствует и повышению уровня детской безопасности. Использование дистанционных технологий в туристско-краеведческой деятельности позволяет более эффективно организовать коммуникации между обучающимися из различных субъектов Российской Федерации.

Формирование навыков работы в информационном пространстве крайне важно и для организации краеведческой исследовательской деятельности с обучающимися, организации совместных исследований детскими объединениями из нескольких субъектов Российской Федерации, например при изучении биографий известных земляков, исторических событий.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности рекомендуется:

разработать обучающие материалы по различным тематическим направлениям туристско-краеведческой деятельности (работа с навигационными программами, картографическим материалом и т.д.);

применять геоинформационные технологии организации контроля местонахождения организованных групп детей в период проведения мероприятий в условиях природной среды;

проводить массовые мероприятия по распределенной системе (мероприятие проводится с отдельными малыми группами детей, коммуникация между которыми осуществляется с использованием дистанционных технологий);

развивать детские медиасообщества (в период Всероссийского слета юных туристов был сформирован и эффективно функционировал детский туристский пресс-центр);

включать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в онлайн-формате с привлечением федеральных экспертов;

увеличить сроки проведения мероприятий, реализуемых в очном режиме, за счет дистанционной части (обучающие вебинары для участников команд, курсы "Public Relations и рекламная деятельность в туризме" для представителей детского туристского пресс-центра, разработка и защита отчетов о проведенных походах, конкурсы, челленжди и др.)