Конституционный статус хозяйствующих субъектов

Конституция Российской Федерации (далее также - Конституция) закрепляет правовые основы национальной экономической системы, включая рыночную экономику, единство экономического пространства, поддержку конкуренции, защиту всех форм собственности и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в качестве основ конституционного строя гарантируются необходимые для функционирования рыночной экономики условия, включая свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (статьи 8, 34, 35).

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации. В этой связи федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности вправе определять порядок и условия ее осуществления, которые, однако, должны соответствовать конституционно закрепленным критериям.

Принципом экономической свободы предопределены правомочия, составляющие содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), реализуя которое граждане могут выбирать сферу этой деятельности и осуществлять ее индивидуально либо совместно с другими лицами, пользуясь конституционными гарантиями права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (Постановление от 9 апреля 2020 года N 16-П).

Провозглашая свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8, часть 1), Конституция гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Конкретизируя приведенные конституционные положения, закон называет в числе основных начал гражданского законодательства равенство участников регулируемых им отношений, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане могут самостоятельно определять сферу этой деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; одной из разновидностей коммерческих организаций являются хозяйственные общества в целях ведения предпринимательской деятельности (Постановление от 5 марта 2019 года N 14-П, Определение от 6 июня 2019 года N 1505-О). <1>

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 25 мая 2010 года N 11-П. Здесь и далее решения, принятые Конституционным Судом в рассматриваемый период, приводятся непосредственно в тексте; в постраничных сносках даются ссылки на конституционно-судебную практику предшествующих лет.

Гарантируя признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, Конституция относит к числу прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (статья 2), также право частной собственности, которое, согласно ее статье 35, охраняется законом (часть 1), включает в себя право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), притом что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Развивая конституционные положения и закрепляя принципы свободы договора (в пределах, очерченных законодательством), закон определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также допускает ограничение гражданских прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (Определение от 14 мая 2018 года N 1117-О).

Из смысла статей 8 (часть 1) и 34 (часть 2) Конституции вытекает признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина. Будучи направлен на обеспечение свободы договора и баланса интересов его сторон, принцип свободы договора относится к основным началам гражданского законодательства. (Определение от 17 июля 2018 года N 1756-О). <1> В этой связи, отмечает Конституционный Суд, положения ГК РФ (статья 455), согласно которым товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 данного Кодекса; договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара; условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, обеспечивают достижение необходимой определенности в отношении условий договора купли-продажи и развивают конституционный принцип свободы договора (Определение от 26 марта 2020 года N 640-О).

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 23 февраля 1999 года N 4-П, определения от 24 декабря 2013 года N 1961-О, от 27 октября 2015 года N 2461-О.

В соответствии с Конституцией на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1).

В силу конституционных предписаний земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (Определение от 29 мая 2019 года N 1490-О).

Неприкосновенность основ конституционного строя, а также прав и свобод как высшей ценности гарантирует особая форма осуществления судебной власти - конституционная юрисдикция, призванная согласовывать законодательное регулирование и системно связанное с ним правоприменение с предписаниями Основного закона. Охватывая все отрасли права, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, выражаемые в решениях Конституционного Суда правовые позиции в том числе раскрывают содержание опорных для рыночной экономики институтов права собственности и обязательственного права, регулирование которых выступает предметом многих поступающих в Конституционный Суд жалоб и запросов.

Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 9 ноября 2020 года), конкретизирующим статью 125 (часть 4) Конституции, заинтересованные лица вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституцией республики, уставом, законом либо иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба; жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, - в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт; исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, при разрешении конкретного дела.

При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица.

Конституционный Суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.

Несоблюдение данных условий является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению либо прекращения производства по делу в случае, если будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению.

В ходе конституционно-судебной практики были ощутимо смягчены критерии допустимости по обращениям предпринимателей, расширен круг их субъектов, а также предмет. Так, право на обращение было признано за иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью (акционерные общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью; государственные предприятия); состав обжалуемых актов был расширен за счет актов, номинально не являющихся законами, - нормативных актов, принятых Правительством РФ, при условии существования между ними и проверяемым федеральным законом прямой нормативной связи, проявляющейся при применении в конкретном деле. В частности, поскольку хозяйственные товарищества и общества являются юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации права свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, постольку данные объединения, деятельность которых связана с реализацией конституционных прав физических лиц - их членов, участников или учредителей, так же как и граждане, могут обращаться с конституционной жалобой (Постановление от 16 июля 2020 года N 37-П) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Постановление от 24 октября 1996 года N 17-П.

Пребывание нормативного регулирования в пределах конституционного поля обеспечивается всеми средствами конституционного нормоконтроля - как дисквалификацией нормы, так и выявлением ее конституционного смысла.

Защите прав хозяйствующих субъектов косвенно способствует и конституционный нормоконтроль, осуществляемый по иным, непосредственно не затрагивающим регулирование в области предпринимательской деятельности, направлениям (например, решения, принимаемые по вопросам разграничения предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления).

Помимо коррекции правоприменения, выявление конституционно-правового смысла позволяет эффективно защищать права конкретных хозяйствующих субъектов. Обладая, как правило, обратной силой в отношении вынесенных ранее по делам заявителей правоприменительных решений, правовые позиции Конституционного Суда делают возможным в случаях, предусмотренных статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соответствующий пересмотр.

Если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба, Конституционный Суд вправе указать на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов; в этом случае форма и размер компенсации определяются судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт. Данное положение, внесенное в статью 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ, уже было апробировано конституционно-судебной практикой (Постановление от 17 ноября 2020 года N 47-П).

Тем самым, не вовлекаясь в разрешение собственно экономических споров, конституционный нормоконтроль ограждает конституционные права хозяйствующих субъектов, а вместе с тем одновременно все согласующиеся с конституционными ценностями экономические интересы. Как правило, удовлетворение решением Конституционного Суда процессуального интереса заявителя (указание о пересмотре ранее вынесенных правоприменительных решений на основе правовой позиции, высказанной в принятом по соответствующему обращению решении Конституционного Суда) влечет последующее удовлетворение материально-правового интереса (полное или частичное признание конкретных притязаний участника предпринимательской деятельности).

В целом, устраняя дефекты законодательства, влекущие его расхождение с конституционными предписаниями, конституционно-судебная практика вносит весомый вклад в совершенствование регулирования предпринимательской деятельности. Обозначая ориентиры для нормотворчества, выявление конституционно-правового смысла проверяемых законоположений вместе с тем направляет в конституционное русло и правоприменение, судебное и административное.