практика Европейского Суда по правам человека

В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 74253/17 "Мананников против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 23 октября 2018 года), которым было установлено, в том числе нарушение статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции. Заявитель жаловался на то, что следователь изъял его электронные устройства и не позволил ему снять копии с его документов.

Суд обратил внимание на то, что заявитель являлся законным владельцем электронных устройств, которые следователь изъял из его квартиры и хранил в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Данная ситуация должна была быть рассмотрена с точки зрения права государства контролировать пользование собственностью. Решение об удержании устройств было основано на положениях УПК РФ и могло считаться необходимым в интересах надлежащего отправления правосудия, что является "законной целью" в общих интересах общества (пункт 54 постановления).

Суд отметил, что электронные устройства не являлись предметом, инструментом или результатом преступления. Ценность для расследования представляла хранящаяся на них информация. После того, как следователь изучил и скопировал эту информацию, видимых причин для дальнейшего удержания устройств, по мнению Суда, не осталось. В ходе разбирательств во внутригосударственных судах и в Европейском Суде таких причин названо не было. Тем не менее внутригосударственные органы власти удерживали эти устройства около трех лет до тех пор, пока приговор по уголовному делу не вступил в силу. Суд также подчеркнул - заявитель использовал компьютер и другие устройства для подготовки юридических документов для защиты своих прав и законных интересов. Удержание компьютера не только причинило заявителю личные неудобства, но и подорвало его способность защищать себя, резюмировал Суд (пункт 55 постановления).

Суд счел, что власти Российской Федерации не соблюли "справедливый баланс" между требованиями общественного интереса и требованием защиты права заявителя на беспрепятственное пользование своим имуществом. Соответственно, имело место нарушение требований статьи 1 Протокола N 1.

В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 11264/04 "Круглов и другие против Российской Федерации" и по 15 другим жалобам (вынесено 4 февраля 2020 года, вступило в силу 4 июня 2020 года), которым также установлено, в том числе нарушение статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции в связи с изъятием у ряда заявителей в ходе соответствующих мероприятий электронных устройств (они не являлись предметом преступления) и их последующим длительным невозвращением заявителям.

Суд повторил, что удержание вещественных доказательств может быть необходимым в интересах надлежащего отправления правосудия, это является "законной целью", служащей "общим интересам" сообщества. Однако он отметил: должна также существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, преследуемой государством, путем применения каких-либо мер, в том числе мер, направленных на контроль над использованием личного имущества. Ранее Суд устанавливал, что длительное удержание изъятых электронных устройств хранения данных не имеет видимого оправдания, если сами эти устройства не были объектом, инструментом или продуктом какого-либо уголовного преступления, и, таким образом, представляет собой непропорциональное вмешательство в право на беспрепятственное пользование имуществом, охраняемое статьей 1 Протокола N 1 (пункт 144 постановления).

Шесть жалоб (N 32324/06, 60648/08, 2397/11, 7101/15, 29786/15 и 36833/16), по мнению Европейского Суда, явились наглядным примером этой проблемы. Изъятые устройства хранения данных не были объектом, инструментом или продуктом какого-либо преступления, и поэтому их длительное удержание не имело очевидного оправдания. В деле нет ничего, что объясняло бы, почему следственные органы не могли скопировать необходимую им информацию. В настоящее время УПК РФ, отметил Суд, предусматривает такую возможность, но в период рассматриваемых событий ее не существовало. Кроме того, по крайней мере, начиная с 2012 года власти имели возможность вернуть устройства после их изучения, но, по-видимому, в трех из рассматриваемых дел (жалобы N 7101/15, 29785/15 и 36833/16) они не воспользовались ей по неизвестным причинам, отметил Европейский Суд. В деле Ф. изъятые компьютерные процессоры были возвращены через девять месяцев; Л. получил свое имущество через год и три месяца после обыска; в то время как в трех других делах изъятые предметы так и не были возвращены заявителям. Несмотря на то, что в деле Б. эксперт изучил содержимое изъятых компьютеров в течение двух дней после их изъятия, они были возвращены Б. через месяц, и власти не объяснили, почему им нужно было хранить компьютеры столь долго. Начиная с 2016 года, законодательные органы установили сроки хранения или возврата изъятых предметов, но это не повлияло на ситуацию ряда заявителей (жалобы N 2397/11, 7101/15 и 29785/15), чье имущество по необъясненным причинам удерживалось даже после введения новых законодательных положений (пункт 145 постановления).

Суд счел, что в отношении заявителей в каждом из шести дел было допущено нарушение статьи 1 Протокола N 1.