5. Совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности

5. Совершенствование системы мониторинга аудиторской

деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики

применения мер ответственности за несоблюдение правил

аудиторской деятельности

Действенная система мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов за несоблюдение правил аудиторской деятельности должны стать одними из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг. В основе построения этой системы - подконтрольность всех аудиторских организаций, аудиторов, единство принципов осуществления контроля (надзора) и требований к его организации, сочетание форм и методов контроля (надзора), единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности.

Внутренний контроль качества работы (внутрифирменное управление качеством) осуществляют аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Цель развития внутрифирменного управления качеством - выявление и оценка рисков осуществления аудиторской деятельности, предотвращение нарушений требований и правил аудиторской деятельности, своевременное выявление недостатков в организации оказания аудиторских услуг, принятие надлежащих мер реагирования. Для реализации этой цели необходимо:

осуществить переход от контроля полноты исполнения процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, к контролю обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при исполнении указанных процедур;

обеспечить обучение и систематическое повышение квалификации работников, осуществляющих трудовую деятельность в аудиторских организациях, индивидуальных аудиторов, вовлеченных в осуществление внутрифирменного управления качеством работы;

усилить оказываемую саморегулируемой организацией аудиторов методическую поддержку аудиторских организаций, прежде всего малых и средних, и индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного управления качеством работы;

организовать систематическое обобщение опыта организации и осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами внутрифирменного управления качеством работы, а также распространение накопленных в этой сфере лучших практик.

Внешний контроль (надзор) за аудиторской деятельностью осуществляют саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов (контроль внутри аудиторской профессии), а также уполномоченные органы и организации в отношении аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации (независимый от аудиторского сообщества контроль (надзор). Важная роль при осуществлении внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью принадлежит пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчикам аудиторских услуг, иным лицам, заинтересованным в этих услугах, средствам массовой информации, общественности.

В целях развития контроля внутри аудиторской профессии необходимо:

повысить его результативность, в том числе посредством перехода от контроля полноты исполнения процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, к контролю обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией, аудитором при исполнении указанных процедур, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю (надзору) за аудиторской деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

расширить практику осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций, аудиторов в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил, а также развивать работу по профилактике таких нарушений;

развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов саморегулируемой организации аудиторов;

совершенствовать механизм контроля качества работы аудиторов, являющихся работниками аудиторских организаций на основании трудовых договоров;

усилить кадровое обеспечение деятельности по контролю (надзору) за аудиторской деятельностью, в том числе обеспечить повышение квалификации штатных и внештатных контролеров, их ответственности за результаты проведенных проверок, ввести действенные стимулы для выполнения ими качественной работы;

осуществить меры, направленные на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения контроля со стороны саморегулируемой организации аудиторов;

разработать и внедрить систему показателей результативности работы по осуществлению контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов.

Для развития независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора) необходимо:

повысить результативность деятельности Федерального казначейства, в том числе посредством ориентации на контроль обоснованности и результативности решений, принятых аудиторской организацией при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности, совершенствования практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространения контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, систематического повышения квалификации работников, участвующих в осуществлении контроля (надзора) за аудиторской деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

уточнить круг аудиторских организаций, контроль за деятельностью которых осуществляется Федеральным казначейством, имея в виду включение в него аудиторских организаций, обслуживающих только общественно значимые организации;

наделить Банк России полномочиями по надзору за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, при оказании ими таких услуг (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников);

усилить взаимодействие Федерального казначейства с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Банком России, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов";

развивать взаимодействие Федерального казначейства, Банка России (с учетом установленной компетенции) с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, по вопросам проведения аудита;

принять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и практики проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в отношении аудиторских организаций, проаудированная которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит перевыпуску, в том числе на основании информации государственных органов, Банка России, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", средств массовой информации;

обеспечить систематическое сотрудничество Федерального казначейства с аналогичными контрольными (надзорными) органами других государств в сфере аудита, в том числе путем информационного обмена, гармонизации методического обеспечения контрольной деятельности, проведения совместных контрольных мероприятий, взаимного признания результатов проведенных контрольных мероприятий;

ввести представление отчетности субъектами аудиторской деятельности в электронном виде.

Для преодоления формальных подходов при осуществлении внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью будет последовательно внедряться механизм профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки при одновременном обеспечении контроля за процедурой принятия решений контролирующими органами. В числе приоритетных вопросов внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью должны быть следующие вопросы:

результативность внутреннего контроля качества работы, осуществляемого аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

полнота выявления и обоснованность оценки рисков деятельности аудируемого лица;

адекватность уровня существенности;

достаточность и надлежащий характер выполненных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательств;

обоснованность выводов, представленных в аудиторском заключении (отчете);

проявленный профессиональный скептицизм;

соблюдение требования независимости.

При организации и осуществлении внутрифирменного управления качеством, контроля внутри аудиторской профессии и независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора) особое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе в случаях выявления подкупа иностранных должностных лиц. В этой связи совершенствованию и укреплению подлежат формы и методы взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов, Федерального казначейства и Банка России с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В целях развития системы мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов необходимо:

систематически совершенствовать унифицированные подходы к квалификации нарушений;

обеспечить применение эффективных и соразмерных мер ответственности за недобросовестные действия аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, а также аудиторов, работающих в аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов;

повысить значимость репутационных факторов при оценке работы аудиторских организаций, аудиторов;

совершенствовать институт признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработать процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;

ввести административную ответственность аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

совершенствовать механизм уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности.