2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности

2. Совершенствование системы регулирования

аудиторской деятельности

Отечественный и мировой опыт свидетельствуют, что добиться наилучшего результата в регулировании аудиторской деятельности позволяет сочетание разных форм регулирования при активном взаимодействии всех субъектов регулирования. Современное регулирование аудиторской деятельности должно осуществляться как посредством установления обязательных для исполнения требований (международные договоры, законодательство Российской Федерации, в том числе об аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов), так и путем издания соответствующих рекомендаций (обобщение лучших практик, обычаев делового оборота и пр.), следуя которым аудиторские организации, индивидуальные аудиторы получают дополнительные конкурентные преимущества. Субъектом регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого посредством установления обязательных для исполнения требований, должно оставаться государство при активном участии саморегулируемой организации аудиторов в разработке регулирующих актов. Регулирование аудиторской деятельности путем издания соответствующих рекомендаций должно осуществляться преимущественно саморегулируемой организацией аудиторов. Соотношение форм регулирования в каждый конкретный период определяется экономическими условиями, приоритетами государственной политики, степенью развитости саморегулирования аудиторской профессии и аудиторского рынка, международно признанной практикой.

Развитие системы обязательных для исполнения требований к аудиторским организациям, аудиторам будет осуществляться путем реализации следующих мер:

совершенствование законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе обеспечение согласованности федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

обеспечение пропорциональности регулирования, направленного, с одной стороны, на защиту общественных интересов, а с другой - на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты аудиторской деятельности;

наделение Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке;

совершенствование процедур признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации (исключение либо сведение к минимуму отступлений стандартов, признанных для применения на территории Российской Федерации, от стандартов, принятых Международной федерацией бухгалтеров, улучшение перевода этих стандартов на русский язык, поддержание стандартов в актуальном состоянии);

гармонизация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере аудиторской деятельности;

укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами;

обеспечение своевременной актуализации правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;

обеспечение предсказуемости регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере.

Рекомендации в области аудиторской деятельности предназначены для правильного применения обязательных для исполнения требований, уменьшения расходов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на организацию работы, а также распространения передового опыта оказания аудиторских услуг, результатов исследований и разработок в области аудиторской деятельности. Развитие данной формы регулирования аудиторской деятельности предполагает реализацию следующих мер:

активизация деятельности по обобщению аудиторской практики, выявлению и распространению лучших практик, оказанию саморегулируемой организацией аудиторов помощи своим членам во внедрении таких практик;

методическая поддержка саморегулируемой организацией аудиторов малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (в том числе в вопросах применения международных стандартов аудита, современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг), организация распространения лучшего международного опыта применения указанных стандартов;

активное взаимодействие Банка России с аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации на финансовом рынке, в рамках реализации Банком России надзорных полномочий в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций;

совершенствование методик проверки аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами исполнения организациями, которым оказываются аудиторские услуги, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также требований антикоррупционного законодательства, в том числе по противодействию подкупу иностранных должностных лиц;

разработка и внедрение разнообразных инструментов и механизмов мотивации применения рекомендаций в области аудиторской деятельности.

Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности предполагает активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в деятельности Министерства финансов Российской Федерации.