Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Специальные подъемные сооружения и приспособления

177. К СПС, применяемым на металлургическом производстве, относятся грузоподъемные краны специальной конструкции, изготовленные для металлургического производства, в том числе оборудованные специальными грузозахватными устройствами, позволяющими осуществлять захватывание груза без дополнительного участия рабочих (стропальщиков), оборудованные специальными грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, предназначенные для работы с конкретными грузами или для работы в специальных средах (с расширенным температурным диапазоном, в средах с агрессивным газом или жидкостью).

178. Требования настоящего раздела распространяются на грузоподъемные краны, подлежащие учету в федеральных органах в области промышленной безопасности.

К СПС относятся:

литейный кран (заливочные, разливочные, кран-манипулятор);

магнитно-грейферный кран;

скрапозавалочный кран (для перевозки совков, загрузочные для перевозки корзин);

магнитный кран;

клещевой кран;

грейферный кран;

козловой кран (грейферный);

полукозловой кран (магнитные, клещевые, грейферные);

мульдомагнитный кран;

пратцен-кран;

ковочный кран;

подъемные сооружения, разработанные только для металлургических объектов, соответствующие определению СПС.

179. Требования к СПС обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла СПС и применяются совместно с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими требования к эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах, требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

180. СПС должны проектироваться и изготовляться согласно исходным требованиям заказчика, требованиям технического задания с учетом фактического температурного диапазона и условий эксплуатации.

181. Группы классификации (режима работы) СПС, а также их механизмов назначают с учетом интенсивности технологического процесса, для обслуживания которого будет использовано СПС, но не ниже указанных в приложении N 3 к Правилам.

182. Группы классификации (режима работы) кранов, не указанных в приложении N 3 к Правилам, принимают в соответствии с техническим заданием. Группа классификации (режима работы) вспомогательных механизмов (например, поворота (вращения) тележки/клещей, управления клещами, вспомогательного подъема) принимается в соответствии с техническим заданием на проектирование.

183. Для изготовления металлоконструкций металлургических и специальных кранов должны применяться металлы, способные к работе в средах с повышенной тепловой нагрузкой.

184. Особые требования к кранам, не учтенные в действующей нормативной документации, должны быть отражены в техническом задании на СПС.

185. Качество металла, применяемого для изготовления расчетных элементов сварных несущих металлоконструкций и деталей, должно быть подтверждено сертификатами предприятий - непосредственно производителей или поставщиков металла.

186. В случае если по условиям эксплуатации возможен нагрев несущих конструкций СПС на температуру свыше 100 °C, следует предусматривать диагностические устройства или методики для температурного контроля состояния элементов СПС.

В качестве тепловой защиты возможно использование теплоотражающих экранов.

187. Элементы стальных конструкций, находящиеся в зоне интенсивного теплового облучения, защищаются легкосъемными экранами. Экраны располагают с зазорами, обеспечивающими защиту конструкций от повышенной температуры.

188. Стальные канаты и цепи грузоподъемных устройств, предназначенные для перемещения ковшей с расплавленным металлом, а также траверсы самих ковшей должны защищаться кожухами от воздействия лучистого тепла или предусматривать устройства (методики), контролирующие зоны нагрева.

189. Проверка состояния стальных канатов и их замена должны производиться в порядке, установленном технологической или производственной инструкцией.

190. Болтовые соединения должны быть защищены от самоотвинчивания.

191. При использовании балансиров должны быть предусмотрены средства, сигнализирующие машинисту о достижении предельного положения балансира.

192. На тормозах должны предусматриваться индикаторы предельного износа фрикционных обкладок.

193. Ширина поверхности катания ходовых колес крана должна быть на 25 - 30 мм больше ширины головки рельса. Для колес грузовой тележки эта разница может быть уменьшена до 20 мм.

Ширина поверхности катания колес должна учитывать соответствующие требования к допустимому отклонению колеи рельсовых путей.

194. На кранах, работающих в условиях повышенного запыления, у ходовых колес крана и тележки следует устанавливать щетки или щитки для удаления пыли с рельсов.

195. Для настилов площадок, галерей и ступеней лестниц кранов, эксплуатируемых в помещениях с высоким уровнем запыленности, применяются перфорированные листы. При этом не следует использовать листы из просечно-вытяжной стали, не обладающие механической прочностью при действии характерных для кранов вибрации и динамических нагрузок.

196. Для работы в условиях повышенных температур кабины СПС должны оснащаться кондиционерами и термозащитными стеклами.

197. Для работы СПС в зоне опасных факторов расплава металлов кабины должны оснащаться защитой от брызг расплавов металлов.

198. Токоподвод к металлургическому крану при переменном токе должен предусматривать глухозаземленную нейтраль и дублирующие токосъемники на каждой троллее.

Токоподвод к металлургическому крану при постоянном токе - по две троллеи к каждому полюсу.

199. При запыленной среде должно применяться нижнее или боковое расположение токосъемников относительно троллеев.

200. Электрический привод должен обеспечивать посадочные скорости для металлургических кранов, транспортирующих расплавленный металл, не более 0,01 м/с и при транспортировании штучных грузов - не более 0,03 м/с.

201. Аппаратура управления должна помещаться в закрытых шкафах или в аппаратных помещениях. В необходимых случаях должны предусматриваться отопление и вентиляция. В особо запыленных средах в шкафах или аппаратных помещениях должно поддерживаться избыточное давление не менее 0,01 Н/см2. Если этого требуют условия работы электрооборудования, в шкафах или аппаратных помещениях должны быть предусмотрены кондиционеры.

202. Изоляция кабелей металлургических кранов должна быть рассчитана на работу в условиях повышенных температур.

203. Должна быть обеспечена защита разводки от механических, тепловых и химических воздействий размещением кабелей и проводов в стальных трубах, металлорукавах или закрывающихся лотках. В местах вводов проводов и кабелей должны использоваться уплотнения кабельных вводов.

204. СПС должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений, аварийными выключателями, нулевой защитой и защитой от обрыва фаз, а также ограничителями грузоподъемности (где имеется по технологии производства опасность перегрузки крана).

205. На кранах с колонной, установленной на поворотной тележке, предусматриваться звуковое предупреждение машиниста крана при приближении кабины управления и других элементов крана к конструкциям зданий и сооружений.

206. Ограничитель механизма подъема груза должен обеспечить остановку грузозахватного органа на расстоянии не менее 200 мм до упора, если иное расстояние не определено в документации изготовителя крана.

207. При установке на одних путях двух СПС и более они должны быть снабжены устройствами защиты от столкновения.

208. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов до тупикового упора.

209. У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось.

210. Перевод СПС на различные виды дистанционных систем управления не должен приводить к нарушению установленных требований безопасности при эксплуатации кранов и снижению контроля за техническим состоянием крана.

211. При проектировании крюковых подвесок с механизмом вращения крюка для предотвращения самопроизвольного свинчивания гайки крепления крюка необходимо предусматривать стопорение гайки дополнительной фиксацией.

212. При выборе СПС, в качестве органа подъема использующих электромагнит, температура поднимаемого металла данной технологии должна быть ниже границы притягивающих магнитных свойств электромагнита крана.

213. Транспортирование ковшей грузоподъемными кранами должно производиться с помощью траверс, соответствующих техническим условиям на их изготовление. Температурный режим работы траверс должен соответствовать условиям их эксплуатации.

214. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать. Продолжительность стажировки должна составлять не менее 10 смен, а для крановщиков, работающих на кранах, перемещающих расплавы металла и жидкий шлак, не менее 20 смен. Стажировка может быть продлена руководителем стажировки с учетом особенностей СПС, производственной обстановки и способностей крановщика.

215. При переводе крановщика с одного крана на кран другого типа, конструкции или с другим грузозахватным устройством, а также при работе с другим видом или типом перемещаемого груза продолжительность стажировки определяется распорядительными документами эксплуатирующей организации.

Перевод крановщика в смене с одного крана на другой допускается только на те краны, на которых он проходил стажировку.

216. Приемка смены крановщиком должна производиться в объеме технологической или производственной инструкции с учетом требований руководств (инструкций) по эксплуатации крана. Результаты приемки смены заносятся в вахтенный журнал.

217. Запрещается эксплуатация СПС в случае, если не осуществлена приемка-сдача смены машинистом крана с обязательным осмотром оборудования крана и отражением результатов осмотра в вахтенном журнале.

Если осмотр не проводился или нет записи в журнале приемки-сдачи смены, необходимо провести осмотр СПС с последующей записью в журнале и приступить к эксплуатации.

218. При переводе кранов на дистанционное управление допускается приемку смены возлагать на работников, назначенных распорядительным документом эксплуатирующей организации.

219. Допускается производить работы СПС без участия стропальщика в случае, если контроль надежности захвата груза и его безопасного перемещения обеспечивается машинистом крана.

220. Методы производства работ СПС без участия машиниста (радиоуправляемые, экзоскелеты, манипуляторы, роботы) СПС разрабатываются производителем с учетом технологии производства.

221. При ремонте СПС, находящихся в пределах зоны действия опасных факторов от расплава металла, предусматриваются для взаимодействия совместные мероприятия по безопасности ремонта с руководством производственного подразделения эксплуатирующей организации.

222. При смене участка работы машинисты кранов и стропальщики должны быть проинструктированы на новом рабочем месте о безопасности на данном участке работ. Инструктаж должен включать в том числе информацию о схемах строповки грузов и опасных факторах расплава металлов.

223. Перемещение краном ковша с расплавом должно производиться плавно и только в одном направлении. Не допускается одновременное перемещение ковша с расплавом в горизонтальном направлении при его подъеме или опускании.

224. Не допускается нахождение людей в зоне погрузки грейферными или магнитными кранами.

Запрещается подходить на расстояние ближе 10 метров к зоне работы магнитного или грейферного крана в случае, если краны работают внутри производственных зданий.

225. Не используемые в работе съемные траверсы и стропы должны быть размещены на предназначенных для них устройствах.

226. Строповка грузов должна проводиться согласно схемам строповки.

227. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации СПС должен соответствовать конкретному типу и конструкции СПС, с учетом указаний по ремонту, приведенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного СПС.