Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

V. Требования охраны труда при эксплуатации городского электротранспорта на линии

V. Требования охраны труда при эксплуатации городского

электротранспорта на линии

49. При протирке стекол кабины городского электротранспорта водитель должен держаться за поручень.

50. Обогревательные устройства городского электротранспорта должны быть оборудованы предохранительными кожухами и надежно закреплены.

Запрещается пользоваться обогревательными устройствами при неисправности предохранительных кожухов либо при их отсутствии.

51. Движение городского электротранспорта разрешается при закрытых дверях пассажирского салона и при отсутствии препятствий на пути движения.

Движение городского электротранспорта с открытыми дверями пассажирского салона запрещается.

52. Расстояние между следующими один за другим троллейбусами должно быть не менее 30 м при скорости движения до 20 км/ч, 60 м - при большей скорости и на уклонах более 4%.

53. Приближение троллейбуса к стоящему перед ним транспортному средству разрешается на расстояние не ближе 3 м на ровном участке и не менее 5 м - на подъемах и спусках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (в метель, гололед) указанные расстояния должны быть удвоены.

54. Движение троллейбуса должно быть немедленно прекращено в следующих случаях:

1) при возникновении препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения;

2) при тревожных сигналах и криках пассажиров или прохожих;

3) при внезапном толчке и стуке, резком колебании проводов контактной сети, снятии напряжения;

4) при появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

5) при появлении сигнала от прибора контроля тока утечки;

6) при наличии на проезжей части дороги воды или мокрого снега глубиной (высотой) более 150 мм.

55. Запрещается эксплуатировать троллейбус при величине тока утечки, превышающей максимально допустимую норму - 3,0 мА.

56. При обнаружении повышенного тока утечки водитель троллейбуса должен прекратить перевозку пассажиров, остановить троллейбус вне зоны остановочного пункта и покинуть троллейбус без высадки пассажиров, предварительно запретив им выходить из машины.

57. Во избежание поражения электрическим током водитель троллейбуса должен выйти через переднюю дверь, не касаясь корпуса троллейбуса. После этого должны быть сняты токоприемники с контактных проводов.

Снятие токоприемников должно производиться с применением диэлектрических перчаток. При снятии токоприемников сначала снимается левый (с плюсового провода), а затем правый (с минусового провода).

58. Высадка пассажиров из троллейбуса при повышенном токе утечки должна производиться при опущенных токоприемниках.

59. При задержке движения, вызванной скоплением транспорта из-за дорожно-транспортного происшествия или других причин, должны быть отключены цепи управления и высоковольтные цепи, реверсор переведен в положение "О", токоприемники опущены. По устранении причин задержки и восстановлении движения транспорта движение троллейбуса допускается начинать после удаления стоявшего впереди троллейбуса на расстояние не менее 60 м.

60. В сырую погоду перестановка токоприемников троллейбуса разрешается только в диэлектрических перчатках.

61. При отрыве токоприемников троллейбуса от контактных проводов и невозможности поставить токоприемники на место, запрещается удлинять штанги путем их наращивания металлическими предметами.

62. При повреждении (поломке) токоприемника необходимо оттянуть его от контактной сети и закрепить.

Запрещается использовать для оттягивания токоприемников токопроводящие материалы.

63. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан:

1) вызвать бригаду технической помощи, сообщив о случившемся диспетчеру, и не покидать зону обрыва провода до приезда бригады технической помощи;

2) находиться на расстоянии не менее 8 м от оборванного провода;

3) исключить доступ посторонних в зону обрыва провода.

64. Отклонение троллейбуса от контактных проводов при движении и маневрировании не должно превышать 4 м.

65. Штанговые канаты на крыше троллейбуса должны тщательно укладываться во избежание сползания.

Запрещается заменять или наращивать штанговые канаты проволокой или другими токопроводящими материалами.

66. При неисправности и ремонте троллейбуса или ожидании бригады технической помощи должен быть выставлен знак аварийной остановки в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

67. Водитель троллейбуса должен выполнять следующие работы на линии без вызова бригады технической помощи:

1) смену предохранителей (только со снятыми токоприемниками);

2) установку и ремонт головок токоприемников, смену контактных вставок (при опущенных и закрепленных токоприемниках с площадки лестницы заднего борта);

3) устранение "заедания" дверей (выход ролика из направляющего желоба, погнутость направляющих);

4) подтягивание гаек крепления колес и фланцев полуосей;

5) регулировку работы стеклоочистителей (без их разборки).

68. Расстояние между следующими один за другим трамваями (поездами) должно составлять не менее 60 м при скорости движения до 20 км/час, 120 м при скорости свыше 20 км/час, 200 м на подъемах и спусках с уклоном более 4°.

69. При работе на линии во время грозы должны быть включены не менее двух групп освещения.

70. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель трамвая обязан двигаться с пониженной скоростью (не более 5 км/час).

71. При видимости менее 30 м водитель трамвая должен прекратить движение.

72. Запрещается приближаться к впереди стоящему на остановке трамваю на ровном участке ближе 15 м, на спуске или подъеме - ближе 60 м.

73. В течение смены водитель трамвая обязан:

1) производить осмотр трамвая, проверять тормозную систему, сцепные приборы, колесные пары, токоприемники;

2) производить очистку подножек от льда и снега.

Периодичность и порядок осмотра устанавливаются работодателем.

74. Водитель трамвая должен самостоятельно выполнять следующие работы по ремонту трамвая на линии без вызова бригады технической помощи:

1) смену предохранителей (с оттянутыми токоприемниками);

2) устранение неисправности дверей ("заедание");

3) регулирование работы стеклоочистителей (без их разборки).

75. При вынужденной остановке трамвая в тоннеле, под мостом, эстакадой или путепроводом водитель трамвая должен высадить пассажиров, включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии 25 - 30 м позади трамвая.

76. В случае схода трамвая с рельсов водитель трамвая обязан высадить пассажиров и сообщить о случившемся диспетчеру.

До прибытия бригады технической помощи водителю запрещается пытаться самостоятельно произвести постановку трамвая на рельсы.

77. При исчезновении напряжения в контактной сети водитель должен немедленно отключить контроллер и остановить трамвай.

78. При обрыве контактного провода водитель трамвая должен сообщить об этом диспетчеру и до прибытия бригады технической помощи находиться в зоне обрыва контактного провода на расстоянии не менее 8 м от провода, не допуская в зону обрыва посторонних лиц.

79. Для перевода стрелки вручную водитель перед выходом из трамвая должен надеть сигнальный жилет. Перевод стрелки производится специальным ломиком, который должен вставляться на всю глубину пера.