См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год.

Характер информации

В условиях COVID-19 доступ к документации на бумажных носителях может быть затруднен. Документация и информация, которую аудитор планировал использовать в качестве аудиторских доказательств, во многих случаях может предоставляться аудитору в электронной форме.

В отношении информации, полученной в электронной форме, аудитору целесообразно выполнить возможные в обстоятельствах процедуры подтверждения соответствия этой информации данным ее источника, например:

- сверить (на выборочной основе) информацию в электронной форме с данными ее источника - для подтверждения достоверности информации;

- получить доступ в режиме чтения к внутренним системам аудируемого лица и изучить соответствующую информацию - для подтверждения полноты и точности информации;

- осуществить наблюдение за созданием работниками аудируемого лица информации из данных ее источника и направлением этой информации аудитору (с помощью удаленной демонстрации экрана монитора);

- подтвердить при необходимости внешнюю информацию непосредственно с соответствующей третьей стороной.

При рассмотрении надежности информации в электронной форме, полученной из внутренних источников, процедуры аудитора могут, в частности, включать:

- получение понимания процесса подготовки информации руководством аудируемого лица;

- получение понимания внедренных руководством аудируемого лица средств контроля подготовки и хранения данных;

- проведение интерактивных сеансов связи с уполномоченными лицами аудируемого лица (с помощью удаленной демонстрации экрана монитора), в ходе которых аудитором может быть произведена удаленная инспекция документации в бумажной форме.

При работе с информацией в электронной форме, которую аудитор планирует использовать в качестве аудиторского доказательства, аудитор должен оценить наличие факторов, вызывающих сомнения в надежности указанной информации, например:

- наблюдается неверная последовательность или пропуск пунктов или номеров страниц в документе, представленном аудитору в электронной форме, либо наличие в таком документе ссылок на отсутствующие приложения, что может быть свидетельством неполного представления информации;

- метаданные информации не соответствуют ожиданиям аудитора (дата создания, дата модификации, автор и другие метаданные);

- необычные изменения шрифта, логотипа, других элементов документа;

- нетипичные формулировки или отсутствие ожидаемых частей документа, например, должность лица, подписавшего документ, адрес, стандартные условия договора.

В случае, когда информация, полученная в электронной форме, не соответствует другим полученным аудиторским доказательствам или у аудитора есть сомнения в надежности информации, используемой в качестве аудиторских доказательств, в соответствии с МСА 500 аудитор должен определить, какие изменения или дополнения в аудиторских процедурах необходимы для разрешения такого несоответствия или сомнения, а также проанализировать влияние их (при наличии влияния) на другие аспекты аудита.