IV. Организация и осуществление идентификации, анализа и оценки внутренних рисков в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР"

IV. Организация и осуществление идентификации,

анализа и оценки внутренних рисков в органах Федерального

казначейства, ФКУ "ЦОКР"

4.1. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК и ФКУ "ЦОКР".

4.2. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК:

при формировании (актуализации) классификаторов внутренних (операционных) казначейских рисков по направлениям деятельности ТОФК, утверждаемых приказами Федерального казначейства (далее - классификаторы внутренних рисков ТОФК);

при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

4.3. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР":

при подготовке предложений по актуализации классификаторов внутренних рисков ТОФК;

при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля.

4.4. Источниками информации для идентификации внутренних рисков являются:

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые и правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологические регламенты, иные документы, регламентирующие деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

классификаторы внутренних рисков ТОФК;

результаты анализа итогов контрольных и аудиторских мероприятий, мероприятий контрольно-надзорных органов в отношении ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений;

отчетность о результатах осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";

результаты последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля, осуществляемого в ТОФК в соответствии со Стандартом ПОВАК;

результаты интегральной оценки деятельности ТОФК, а также структурных подразделений ТОФК (если применимо), осуществленной в порядке, установленном в Федеральном казначействе, ТОФК;

результаты рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций;

информация о выявленных Федеральным казначейством нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур;

информация о возникновении коррупционно опасных операций;

иная информация и материалы о деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурных подразделений и сотрудников.

4.5. Идентификация внутренних рисков осуществляется путем реализации следующих мероприятий:

выявление внутренних рисков;

определение объектов воздействия внутренних рисков.

4.6. Идентификация внутренних рисков осуществляется не реже одного раза в год.

4.7. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков в ходе формирования (актуализации) классификаторов внутренних рисков ТОФК осуществляются в следующем порядке:

4.7.1. Выявление внутренних рисков осуществляется путем анализа информации из источников, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта.

4.7.2. Объект воздействия внутреннего риска определяется путем отнесения каждого выявленного внутреннего риска к одному или нескольким направлениям деятельности ТОФК, подверженных риску.

4.7.3. Анализ и оценка внутренних рисков осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК в целях определения значимости (уровня) внутреннего риска экспертным способом путем определения степени влияния и вероятности для каждого из выявленных внутренних рисков по каждой операции и действию (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности (далее - Операция), исходя из указанных в пунктах 4.7.3.1 - 4.7.3.3 настоящего Стандарта условий.

4.7.3.1. Степень влияния внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, являющихся малозначительными, нарушения в случае реализации таких рисков носят формальный и устранимый без негативных последствий характер;

средняя - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых носят устранимый и (или) несущественный характер (не оказывают существенного влияния на результаты деятельности ТОФК);

высокая - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых могут существенно негативно воздействовать на результаты деятельности ТОФК либо Федерального казначейства в целом или носят неустранимый характер.

Показатели для указанных значений критерия "степень влияния внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,8; 1,0 соответственно.

Степень влияния внутренних рисков, носящих обезличенный характер:

"иные риски...";

"другие риски..."

оценивается как низкая.

4.7.3.2. Вероятность внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, у которых существует низкая вероятность возникновения в ТОФК;

средняя - для внутренних рисков, у которых существует средняя вероятность возникновения в ТОФК;

высокая - для внутренних рисков, у которых существует высокая вероятность возникновения в ТОФК.

Показатели для указанных значений критерия "вероятность внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,7; 0,9 соответственно.

4.7.3.3. Значимость (уровень) внутреннего риска определяется исходя из значений (показателей) степени влияния внутреннего риска и вероятности внутреннего риска.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается низким, если значение степени влияния конкретного внутреннего риска и вероятности конкретного внутреннего риска одновременно оцениваются как низкие.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается средним в следующих случаях:

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как низкое, значение вероятности конкретного внутреннего риска - среднее;

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как среднее, значение вероятности конкретного внутреннего риска - низкое.

В иных случаях уровень внутреннего риска признается значимым.

4.7.4. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков в ходе формирования (актуализации) классификаторов внутренних рисков ТОФК отражаются по форме согласно приложению N 1 к настоящему Стандарту.

4.7.5. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства при участии заинтересованных структурных подразделений ЦАФК обеспечивает формирование классификаторов внутренних рисков ТОФК и их утверждение приказами Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе.

Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства вправе привлекать ТОФК к формированию документов, указанных в настоящем пункте Стандарта.

4.7.6. Сформированные в соответствии с настоящим пунктом Стандарта классификаторы внутренних рисков ТОФК применяются при осуществлении контрольной и аудиторской деятельности в соответствии со Стандартами ВК и ВА, при осуществлении интегральной оценки деятельности ТОФК по итогам контрольных и аудиторских мероприятий в порядке, установленном в Федеральном казначействе, а также в иных случаях, установленных в соответствии с приказами Федерального казначейства.

4.8. Идентификация, анализ и оценка внутренних рисков при осуществлении внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля осуществляются в следующем порядке:

4.8.1. Выявление внутренних рисков осуществляется путем анализа информации из источников, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта.

Выявление внутренних рисков осуществляется с учетом повторяемости Операций, а также с учетом существенности их влияния на результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.

В ходе выявления внутренних рисков для каждой Операции определяется перечень внутренних рисков, возникающих при выполнении Операции (не менее двух рисков для каждой Операции).

4.8.2. Объект воздействия внутреннего риска определяется путем установления Операций в деятельности соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", подверженных риску, для каждого из выявленных рисков.

4.8.3. Анализ и оценка внутренних рисков, возникающих в деятельности структурных подразделений, выполняющих бюджетные процедуры, осуществляются структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, указанными в перечне, утвержденном приказом Федерального казначейства (далее - структурные подразделения ЦАФК, ответственные за результаты выполнения бюджетной процедуры), структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" экспертным способом в ходе формирования перечня Операций в установленном Стандартом внутреннего контроля порядке.

4.8.4. В целях формирования перечня Операций структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" ведутся реестры внутренних рисков на бумажном носителе или посредством использования соответствующего программного обеспечения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Стандарту.

В реестре внутренних рисков для каждой Операции структурными подразделениями ЦАФК, ответственными за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" с учетом информации, содержащейся в источниках информации, перечисленных в пункте 4.4 настоящего Стандарта, составляется перечень внутренних рисков (не менее двух рисков для каждой Операции) с указанием их степени влияния, вероятности и значимости (уровня), исходя из указанных в пунктах 4.8.4.1 - 4.8.4.3 настоящего Стандарта условий.

4.8.4.1. Степень влияния внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, являющихся малозначительными, нарушения в случае реализации таких рисков носят формальный и устранимый без негативных последствий характер;

средняя - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых носят устранимый и (или) несущественный характер (не оказывают существенного влияния на результаты деятельности структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР");

высокая - для внутренних рисков, нарушения в случае реализации которых могут существенно негативно воздействовать на результаты деятельности структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" либо Федерального казначейства в целом или носят неустранимый характер.

Показатели для указанных значений критерия "степень влияния внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,8; 1,0 соответственно.

4.8.4.2. Вероятность внутреннего риска оценивается как:

низкая - для внутренних рисков, у которых существует низкая вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР";

средняя - для внутренних рисков, у которых существует средняя вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР";

высокая - для внутренних рисков, у которых существует высокая вероятность возникновения в структурном подразделении ЦАФК, ответственном за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурном подразделении ТОФК, ФКУ "ЦОКР".

Показатели для указанных значений критерия "вероятность внутреннего риска" устанавливаются в размере 0,5; 0,7; 0,9 соответственно.

4.8.4.3. Значимость (уровень) внутреннего риска определяется исходя из значений (показателей) степени влияния внутреннего риска и вероятности внутреннего риска.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается низким, если значение степени влияния конкретного внутреннего риска и вероятности конкретного внутреннего риска одновременно оцениваются как низкие.

Значимость (уровень) внутреннего риска признается средним в следующих случаях:

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как низкое, значение вероятности конкретного внутреннего риска - среднее;

значение степени влияния конкретного внутреннего риска оценивается как среднее, значение вероятности конкретного внутреннего риска - низкое.

В иных случаях уровень внутреннего риска признается значимым.

4.8.5. Реестр внутренних рисков утверждается руководителем органа Федерального казначейства (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя органа Федерального казначейства (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в порядке, установленном в Федеральном казначействе.

4.8.6. Формирование и утверждение реестра внутренних рисков осуществляется ежегодно в срок не позднее 20 декабря текущего года.

4.8.7. Актуализация реестра внутренних рисков осуществляется:

при принятии решения о внесении изменений в реестр внутренних рисков, в том числе по результатам мониторинга внутренних рисков, осуществляемого в соответствии с настоящим Стандартом, руководителем органа Федерального казначейства (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя органа Федерального казначейства (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства (ФКУ "ЦОКР") в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке;

при актуализации классификаторов внутренних рисков ТОФК;

в случаях изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, технологических регламентов и иных документов, используемых в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" при выполнении ими функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе при выполнении бюджетных процедур.

Актуализация реестра внутренних рисков осуществляется путем утверждения новой редакции реестра внутренних рисков в порядке, установленном настоящим Стандартом для формирования реестра внутренних рисков, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия в органе Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" решения о внесении изменений в реестр внутренних рисков.

4.8.8. Утвержденный реестр внутренних рисков на очередной год представляется в контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в срок не позднее трех рабочих дней с даты его утверждения посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs".

Актуализированный реестр внутренних рисков представляется в контрольно-аудиторское подразделение органа Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в срок не позднее пяти рабочих дней с даты утверждения актуальной версии документа посредством прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система документооборота "LanDocs".

4.8.9. Контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства на основании информации о бюджетных рисках, указанной в реестрах внутренних рисков структурных подразделений ЦАФК, ответственных за результаты выполнения бюджетной процедуры, а также проводимого анализа информации о выявленных нарушениях (недостатках), их причинах и условиях возникновения обеспечивается формирование реестра бюджетных рисков Федерального казначейства (далее - Реестр бюджетных рисков) в целях обеспечения анализа информации о бюджетных рисках, оценки бюджетных рисков и способов их минимизации (устранения).

(в ред. Приказа Казначейства России от 16.11.2023 N 405)

(см. текст в предыдущей редакции)

Формирование Реестра бюджетных рисков осуществляется на бумажном носителе или посредством использования соответствующего программного обеспечения по форме согласно приложению N 3 к настоящему Стандарту.

4.8.10. Актуализация Реестра бюджетных рисков осуществляется контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий не реже одного раза в год путем проведения переоценки (определения значимости) бюджетных рисков, находящихся в Реестре бюджетных рисков, а также выявления бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году в ходе мониторинга внутренних рисков, осуществляемого в соответствии с настоящим Стандартом.

(в ред. Приказа Казначейства России от 16.11.2023 N 405)

(см. текст в предыдущей редакции)

Актуализация Реестра бюджетных рисков осуществляется путем формирования Реестра бюджетных рисков в новой редакции в порядке, установленном настоящим Стандартом для формирования Реестра бюджетных рисков, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия в Федеральном казначействе решения о внесении изменений в Реестр бюджетных рисков.

4.8.11. Формирование Реестра бюджетных рисков осуществляется ежегодно, до начала очередного года.

4.8.12. Формирование (актуализация) реестра бюджетных рисков ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляется в порядке, установленном соответствующим приказом ТОФК, ФКУ "ЦОКР".

4.8.13. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков отражаются в перечне Операций структурного подразделения ЦАФК, ответственного за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР" путем внесения в него информации об Операциях - предметах внутреннего контроля по тем рискам, в отношении которых принято решение о применении способа реагирования "контроль (снижение) внутреннего риска".

4.8.14. Результаты идентификации, анализа и оценки внутренних рисков, полученные в соответствии с пунктом 4.8.13 настоящего Стандарта, учитываются при формировании (актуализации) структурным подразделением ЦАФК, ответственным за результаты выполнения бюджетной процедуры, структурным подразделением ТОФК, ФКУ "ЦОКР" карты внутреннего контроля на очередной год в установленном Стандартом внутреннего контроля порядке.

В карту внутреннего контроля на очередной год в обязательном порядке подлежат включению Операции, для которых уровень внутреннего риска признан значимым.