III. Применение дежурных сил авиации

19. Приведение дежурных сил авиации в готовность к авиационному обеспечению реагирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС (в том числе тушения пожаров) осуществляется по устному распоряжению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, или лица, исполняющего его обязанности, или заместителя Министра, или начальника авиации и СОД МЧС России на основании полученной оперативной информации, докладов старших оперативных дежурных главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - СОД ГУ МЧС России, ГУ МЧС России).

20. Для применения дежурных сил авиации на территории субъекта Российской Федерации начальник ГУ МЧС России лично или через СОД ГУ МЧС России, согласовав возможность применения дежурных сил авиации с руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России, от которого выделены дежурные силы авиации, докладывает СОД МЧС России о событии, требующем применения дежурных сил авиации, устно, по средствам связи с последующим представлением в течение 30 минут с момента представления заявки на применение дежурных сил авиации.

В заявке на применение дежурных сил авиации должна содержаться следующая информация:

цель полета, тип воздушного судна, принадлежность авиационно-спасательному учреждению МЧС России, дата, время вылета;

аэропорт (аэродром, вертолетная площадка) дежурства;

маршрут полета (аэропорты (аэродромы, вертолетные площадки), населенные пункты, координаты, районы с географической привязкой, районы поиска);

наименования подразделений и общее количество пассажиров (спасателей, пожарных и других специалистов), характер груза, оборудования (вес, объем, сведения о его опасности, наименование автомобильной, специальной техники, размеры, общий вес);

необходимость использования авиационного специального оборудования (водосливное устройство, выливной авиационный прибор, вертолетный опрыскиватель.

21. СОД МЧС России на основании полученной информации принимает решение о приведении дежурных сил авиации в готовность к вылету. Свое решение доводит устно по средствам связи до дежурной смены командного пункта авиации и соответствующего СОД ГУ МЧС России.

Дежурная смена командного пункта авиации немедленно, но не позднее 5 минут с момента принятия решения СОД МЧС России на приведение дежурных сил авиации в готовность к вылету, доводит решение до дежурных сил авиации через дежурную смену ПУА соответствующего авиационно-спасательного учреждения МЧС России с последующим докладом начальнику авиации.

22. СОД МЧС России, проанализировав полученную информацию, принимает решение о применении дежурных сил авиации МЧС России и доводит его устно до дежурной смены командного пункта авиации и соответствующего СОД ГУ МЧС России с последующим докладом начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности), начальнику Главного управления "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", заместителю Министра с последующим оформлением своего решения в виде письменного указания (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

При необходимости организации дежурства дежурных сил авиации по реагированию на ЧС на территории субъекта Российской Федерации решение в течение 1 часа, с момента принятия решения о применении дежурных сил авиации, оформляется Управлением авиации и подписывается заместителем Министра (в нерабочее время заместителем Министра, контролирующим проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на возможные ЧС в выходные и нерабочие праздничные дни).

Решение доводится по системе электронного делопроизводства до авиационно-спасательного учреждения МЧС России, от которого выделены дежурные силы авиации, Управления авиации и заинтересованного ГУ МЧС России.

23. Дежурный экипаж, получив команду на приведение в готовность, выполняет подготовку к полету в соответствии с поставленной задачей. О занятии готовности к вылету дежурный экипаж докладывает устно по радиосвязи дежурной смене ПУА своего авиационно-спасательного учреждения МЧС России и, получив команду на вылет, приступает к выполнению задания.

Дежурная смена ПУА авиационно-спасательного учреждения МЧС России о занятии готовности дежурных сил авиации к вылету докладывает устно по телефону в дежурную смену командного пункта авиации и СОД ГУ МЧС России.

Дежурная смена командного пункта авиации о занятии готовности дежурных сил авиации к вылету докладывает устно по телефону начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности) и СОД МЧС России.

24. Руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России контролирует подготовку дежурных сил авиации к вылету, после анализа метеоусловий, организации взаимодействия со спасательными воинскими, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями МЧС России через дежурную смену ПУА своего авиационно-спасательного учреждения МЧС России представляет устно по телефону дежурной смене командного пункта авиации следующую информацию:

маршрут полета (аэродром вылета и посадки);

аэродромы промежуточной посадки и дозаправки топливом, запасные аэродромы;

фактическую погоду и прогноз погоды по маршруту на аэродромах базирования и промежуточной посадки;

количество лиц, перевозимых на воздушном судне (спасателей, пожарных), вес и характер груза;

готовность аэродрома, экипажей и воздушных судов к вылету.

25. О готовности к вылету дежурных сил авиации руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России докладывает устно по телефону начальнику авиации или лицу, его замещающему.

26. Начальник авиации или лицо, исполняющее его обязанности, на основании доклада руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России о готовности дежурного экипажа к вылету и соответствия (несоответствия) его подготовки условиям полета устно через дежурную смену командного пункта авиации разрешает (запрещает) вылет дежурного экипажа.

Дежурная смена командного пункта авиации через дежурную смену ПУА соответствующего авиационно-спасательного учреждения МЧС России доводит команду на вылет до экипажа дежурного воздушного судна.

27. Дежурные смены ПУА авиационно-спасательных учреждений МЧС России докладывают устно по телефону дежурной смене командного пункта авиации информацию о взлетах, посадках и результатах выполнения полетных заданий дежурных сил авиации.

28. Дежурная смена командного пункта авиации докладывает устно по телефону начальнику авиации (лицу, исполняющему его обязанности) и СОД МЧС России о результатах выполнения полетных заданий.

29. Погрузка грузов (техники, специального оборудования, имущества спасателей) и посадка лиц, перевозимых на воздушном судне, осуществляется под руководством члена экипажа воздушного судна, ответственного за погрузку.

30. После вылета дежурных сил авиации приказом руководителя авиационно-спасательного учреждения МЧС России на дежурство назначаются резервные воздушные суда и экипажи (при их наличии).

31. Состав дежурных сил авиации и график несения дежурства экипажей и воздушных судов указываются в заявке авиационно-спасательного учреждения МЧС России на выполнение полетов и перелетов воздушных судов на неделю (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) и включаются в План полетов и перелетов воздушных судов МЧС России на неделю (далее - Недельный план) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

Заявки авиационно-спасательных учреждений МЧС России на выполнение полетов и перелетов воздушных судов на неделю представляются заместителю Министра до четверга недели, предшествующей планируемой.

32. Недельный план разрабатывается Управлением авиации и утверждается заместителем Министра.

33. Суточный план полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России (далее - Суточный план) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку), учитывающий состав дежурных сил авиации, запланированных к несению дежурства на предстоящие сутки, составляется дежурной сменой командного пункта авиации на основании Недельного плана, решений МЧС России и утверждается начальником авиации или лицом, исполняющим его обязанности.

34. Применение при ЧС экипажей и воздушных судов, не включенных в Недельный план и Суточный план, выполняется по распоряжению заместителя Министра (в нерабочее время по решению заместителя Министра, контролирующего проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на возможные ЧС в выходные и нерабочие праздничные дни). Подготовка распоряжения осуществляется Управлением авиации.