III. Выполнение воздушных перевозок

15. Организация выполнения воздушных перевозок возлагается на:

Управление авиации;

руководителей территориальных органов МЧС России;

руководителей организаций МЧС России;

руководителей авиационно-спасательных учреждений МЧС России.

16. Заявки на выделение воздушных судов для выполнения воздушных перевозок представляются руководителями территориальных органов, организаций и авиационно-спасательных учреждений МЧС России заместителю Министра.

В заявках указываются:

основание воздушной перевозки;

цель воздушной перевозки;

дата выполнения воздушной перевозки;

аэропорты (аэродромы, вертолетные площадки) погрузки и выгрузки;

наименование, характер груза и сведения о его опасности;

количество мест, вес и габариты груза (на перевозку груза весом одного места более 100 кг и (или) размером более 150 x 120 x 70 см - по каждому месту отдельно), тип шасси автотракторной, специальной и другой техники (при наличии);

количество перевозимых военнослужащих и сотрудников МЧС России;

количество других лиц, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка;

воинское (специальное) звание (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) старшего группы;

адреса отправителя и получателя с указанием способа связи (номера телефонов, факсов, телеграфный адрес (при их наличии) как в рабочие, так и в выходные (праздничные) дни.

17. Задача руководителю авиационно-спасательного учреждения МЧС России на перевозку ставится заместителем Министра письменно, при срочных заданиях - устно через начальника авиации с последующим письменным подтверждением.

Руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России, получив указание на выполнение воздушных перевозок, организует подготовку и контроль готовности экипажей и воздушных судов к выполнению воздушных перевозок.

18. Для выполнения заданий, связанных с перевозкой лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, в авиационно-спасательных центрах МЧС России назначаются подготовленные штатные экипажи, укомплектованные командирами воздушных судов и штурманами экипажей, имеющими квалификационный разряд не ниже "летчик (штурман) первого класса" или подготовленными до уровня первого класса (прошедшими проверки на присвоение квалификационного разряда "летчик (штурман) первого класса").

19. Воздушная перевозка лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, должна осуществляться на воздушных судах авиационно-спасательных центров МЧС России, оборудованных посадочными местами. Количество перевозимых лиц не должно превышать количества посадочных мест, указанного в формуляре воздушного судна.

Совмещение воздушной перевозки лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с учебными полетами не допускается.

В исключительных случаях, связанных с выполнением задач по предотвращению и ликвидации ЧС, на воздушных судах АСК МЧС России разрешается перевозка лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, с установкой дополнительных посадочных мест с обязательным размещением на борту дополнительного переносного кислородного оборудования.

20. Воздушная перевозка грузов на воздушных судах авиационно-спасательных центров МЧС России должна производится с сопровождающими, которые назначаются отправителем или получателем (территориальные органы и организации МЧС России).

При отсутствии сопровождающих представитель отправителя груза должен находиться в аэропорту (на аэродроме, вертолетной площадке) вылета до момента взлета воздушного судна, представитель получателя груза - в аэропорту (на аэродроме, вертолетной площадке) назначения с момента посадки воздушного судна.

21. При перевозке грузов должны соблюдаться следующие требования:

мелкие грузы для удобства погрузки пакетируются;

груз должен иметь подъемно-швартовочные узлы или другие приспособления для погрузки и швартовки. На грузах весом одного места более 200 кг краской красного света наносится положение центра тяжести в виде креста и указывается его фактический вес;

емкости с жидкостями, в том числе топливные баки для легковоспламеняющейся жидкости перевозимой техники, заполняются не более чем на 90 процентов от их полного объема.

Отправитель отвечает за соответствие веса груза данным, указанным в описи груза (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку).

Командир воздушного судна имеет право потребовать от отправителя проведения контрольного взвешивания отдельных грузов для проверки соответствия веса груза данным, указанным в описи груза.

В случае несоответствия фактического веса отдельного груза весу, заявленному в описи груза, перезагрузка и взвешивание всего груза осуществляются силами отправителя.

Вес грузов, размещаемых в грузовой кабине воздушного судна, рассчитывается с учетом веса средств обеспечения их транспортировки (тележки, контейнеры, поддоны, ложементы, распределительные щиты, подставки, специальная тара).

22. При подготовке к воздушным перевозкам воздушные суда авиационно-спасательных центров МЧС России подлежат обязательной проверке на:

соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов с учетом допусков, предусмотренных руководством по летной эксплуатации воздушного судна;

непревышение удельного давления колес, гусениц и других опор на пол грузовой кабины воздушного судна предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна.

При превышении удельного давления на пол грузовой кабины либо при превышении величины допустимой нагрузки на грузовые трапы разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), подготовку и доставку которых обеспечивает отправитель;

соответствие заправки жидкостных систем техники требованиям пункта 21 настоящего Порядка, отсутствие течи топлива, масел и специальных жидкостей;

работоспособность тормозной системы, давление в пневматиках колес;

крепление навесных агрегатов, грузов, размещенных в кузове, и точность определения отправителем фактического центра тяжести техники, загружаемой в воздушное судно, чистота перевозимой техники;

непревышение веса груза предельно допустимых значений для данного типа воздушного судна МЧС России.

23. Старшие групп (начальники команд, отправители, сопровождающие) для допуска к погрузке должны иметь:

при перевозке лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, - три экземпляра списка лиц, перевозимых на воздушном судне (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку), при этом первый экземпляр вручается командиру воздушного судна, второй - диспетчеру аэропорта (аэродрома, вертолетной площадки) вылета, третий остается у старшего группы (начальника команды);

при отправке груза - четыре экземпляра описи груза, перевозимого на воздушном судне, при этом первый экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, второй - сопровождающему (при его отсутствии второй экземпляр описи груза вручается командиру воздушного судна, который при сдаче груза вручает его получателю), третий - диспетчеру, четвертый остается у отправителя.

Все экземпляры списка лиц, перевозимых на воздушном судне, и описи груза подписываются отправителем и заверяются печатью.

24. Отправитель груза должен:

подавать заявку на воздушную перевозку в установленные пунктом 12 настоящего Порядка сроки;

выделять и инструктирует погрузочно-разгрузочные команды и лиц, сопровождающих груз, осуществляет подготовку грузы к воздушной перевозке и доставляет их в аэропорт (на аэродром, вертолетную площадку) погрузки;

обеспечивать подготовку и доставку в аэропорт (на аэродром, вертолетную площадку) дополнительного оборудования и приспособлений для погрузки крупногабаритных грузов;

уточнять время, место и порядок погрузки, маршруты и правила движения по аэропорту (аэродрому, вертолетной площадке) личного состава, автотранспорта и специальной техники;

организовывать охрану района ожидания и по согласованию с руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России - мест погрузки, а также выделяет средства пожаротушения и санитарные средства;

инструктировать членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности при перевозке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов. Обеспечивать членов экипажа и личный состав, участвующий в погрузке и сопровождении опасных и особо опасных грузов, средствами защиты;

информировать получателя об отправке груза.

Доставка в аэропорт (на аэродром, вертолетную площадку) погрузки перевозимых на воздушном судне лиц и грузов возлагается на отправителя (старшего группы).

25. Получатель груза должен:

контролировать дату и время прибытия воздушного судна;

согласовывать со старшим авиационным начальником аэродрома (администрацией аэропорта, вертолетной площадки) назначения маршруты движения автотранспорта к месту выгрузки, а также личного состава, автотранспорта и специальной техники после их выгрузки;

обеспечивать прибытие в аэропорт (на аэродром, вертолетную площадку) погрузочно-разгрузочных команд, необходимого автотранспорта и приспособлений для выгрузки не позднее, чем за 30 минут до посадки воздушного судна;

обеспечивать своевременную выгрузку и вывоз груза с территории аэропорта (аэродрома, вертолетной площадки);

организовывать по согласованию с руководителем авиационно-спасательного учреждения МЧС России охрану мест выгрузки и района сосредоточения, а также выделяет средства пожаротушения и санитарные средства;

инструктировать членов экипажа воздушного судна, личный состав погрузочно-разгрузочных команд и лиц, сопровождающих груз, по правилам и мерам безопасности при разгрузке огнеопасных, взрывчатых, радиоактивных, других опасных и особо опасных грузов. Обеспечивает членов экипажа и личный состав, участвующий в разгрузке, средствами защиты.

26. Сопровождающий груз должен:

получить задание от отправителя (получателя) на сопровождение груза;

знать адреса отправителя и получателя груза, способы связи (взаимодействия) с ними;

знать характеристику груза и особенности его перевозки;

иметь документы, удостоверяющие право на сопровождение, сопроводительные документы на заявленный груз, а также на его получение;

присутствовать при осмотре груза экипажем воздушного судна, при производимых с грузом погрузочно-выгрузочных операциях, и сопровождает груз до вручения его получателю;

следить за состоянием груза и его сохранностью во время перевозки, не допускает к грузу посторонних лиц;

выполнять указания командира воздушного судна в полете;

знать правила обращения с опасным грузом, принимать меры безопасности, иметь при себе необходимые средства (инструменты) для устранения возгорания, отравления, неисправностей, иметь средства индивидуальной защиты, знать правила пользования ими и применять их в необходимых случаях.

Сопровождающему груз запрещается:

отлучаться от воздушного судна в аэропорту (на аэродроме, вертолетной площадке) посадки без разрешения командира воздушного судна;

производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.

27. Погрузка и выгрузка грузов производятся расчетами и назначенными погрузочно-разгрузочными командами грузоотправителя (грузополучателя) под руководством командира воздушного судна (лица, им назначенного) и старшего группы.

28. Движение по территории аэропорта (аэродрома, вертолетной площадки) автотракторной и специальной техники, а также лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, организует руководитель авиационно-спасательного учреждения МЧС России (старший авиационный начальник аэродрома, вертолетной площадки).

29. В Управлении авиации и авиационно-диспетчерских отделах авиационно-спасательных учреждений МЧС России ведется учет воздушных перевозок лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и грузов.

30. Список лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, перевозимых на воздушном судне, и опись груза являются отчетными документами выполнения воздушной перевозки экипажем воздушного судна и прилагаются к полетному листу.

31. Воздушные перевозки лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и (или) грузов в случаях, не терпящих отлагательства (санитарные рейсы тяжелобольных военнослужащих, сотрудников, спасателей, федеральных государственных гражданских служащих и работников подразделений центрального аппарата, территориальных органов, организаций МЧС России, по доставке специалистов Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации на ближайший к месту авиационного события аэропорт (аэродром, вертолетную площадку), по перевозке оперативных групп, военнослужащих, сотрудников, федеральных гражданских служащих и работников МЧС России, а также представителей РСЧС к месту возникновения ЧС), выполняются по решению Министра или лица, исполняющего его обязанности, заместителя Министра (в нерабочее время заместителя Министра, контролирующего проведение мероприятий по обеспечению готовности сил и средств МЧС России к оперативному реагированию на возможные ЧС в выходные и нерабочие праздничные дни).

Воздушные перевозки инженерно-технического и летного состава из авиационно-спасательных учреждений МЧС России на предприятия промышленности, авиаремонтные заводы и в авиационно-спасательные учреждения МЧС России для приема и перегонки авиационной техники, а также личного состава и (или) грузов для сопровождения перегоняемых воздушных судов выполняются по решению заместителя Министра. Подготовка решения осуществляется Управлением авиации.