ЭНЕРГЕТИКА

Многоквартирные дома, разрешение на строительство которых выдано после 1 января 2021 года, должны быть по окончании строительства оснащены застройщиком "умными" приборами учета электрической энергии

Речь идет об индивидуальных (для коммунальной квартиры - общих) (квартирных) приборах учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, коллективных (общедомовых) приборах учета и ином оборудовании, используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и обеспечивает возможность его присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика.

Индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы) должны быть допущены к эксплуатации гарантирующим поставщиком, а также такие приборы учета должны быть переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Одновременно устанавливается, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

(Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)

Уточняется порядок применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного энергетического надзора

Уточняются основания для планирования проверочных мероприятий должностных лиц, уполномоченных на присвоение отдельных категорий риска. Так, устанавливается, что отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:

- по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого и значительного рисков;

- по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора - для категорий среднего, умеренного и низкого риска.

Предусматривается, что потребителю электрической энергии присваивается категория риска исходя из максимальной мощности эксплуатируемых энергопринимающих установок, установленной в соответствии с договорами технологического присоединения к электрическим сетям, отвечающей наиболее высокой категории риска.

Скорректирована периодичность проведения плановых проверок в отношении различных категорий риска.

(Постановление Правительства РФ от 22.12.2020 N 2217)

Регламентированы отдельные вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, теплоснабжения, энергопринимающих и теплопотребляющих установок

Уточняется применяемое в Законе об электроэнергетике понятие "энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство".

Категории объектов, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством РФ.

Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается Ростехнадзором, который удостоверяет соответствие допускаемых объектов и условий их эксплуатации обязательным требованиям.

Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

- в ходе технологического присоединения (подключения);

- при вводе в эксплуатацию новых или реконструированных допускаемых объектов, технологическое присоединение (подключение) которых не осуществляется.

На период проведения испытаний и наладки допускаемых объектов выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

Указанные положения распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством РФ об использовании атомной энергии.

(Федеральный закон от 24.04.2020 N 141-ФЗ; Информация Ростехнадзора)

Вступают в силу изменения в отдельные акты Правительства РФ, касающиеся определения и применения нормативов предельных объемов финансовых потребностей на организацию коммерческого учета электоэнергии на розничных рынках

Внесены изменения в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, а также Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Для разработки Минэнерго России нормативов предельного объема финансовых потребностей субъекты электроэнергетики, утвержденные инвестиционные программы которых содержат инвестиционные проекты, предусматривающие реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, должны направлять в Минэнерго России определенную информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

До утверждения указанных нормативов:

- объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий по организации коммерческого учета, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (в отношении типовых технологических решений системы учета электрической энергии (мощности), автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии, системы (пункта) коммерческого учета электрической энергии, технического учета электроэнергии объектов электросетевого хозяйства), утвержденными Минэнерго России;

- инвестиционные программы (изменения, вносимые в инвестиционные программы) субъектов электроэнергетики, предусматривающие реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, утверждаются в соответствии с предусмотренными правилами при условии непревышения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, над объемом финансовых потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (в отношении типовых технологических решений системы учета электрической энергии (мощности), автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии, системы (пункта) коммерческого учета электрической энергии, технического учета электроэнергии объектов электросетевого хозяйства), утвержденными Минэнерго России.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2339)

До 2028 года продлевается для отдельных категорий потребителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) действие механизма доведения тарифов на электрическую энергию до среднероссийского уровня

Начиная с 1 января 2022 года доведение на территориях ДФО цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляется с учетом критериев, установленных Правительством РФ.

До 31 декабря 2021 года включительно доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также их применение осуществляется без учета указанных критериев.

Вводится ряд положений, направленных на стимулирование инвестиционного процесса в модернизацию генерирующих объектов на территории неценовых зон оптового рынка, включая ДФО, создание долгосрочных условий возврата инвестиций.

В частности, расширяются полномочия Правительства РФ в указанной сфере.

Устанавливается, что государственному регулированию на оптовом рынке подлежит надбавка к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), установленная и применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка.

Надбавка к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка, устанавливается в виде порядка ее определения.

(Федеральный закон от 29.12.2020 N 480-ФЗ)

С 1 января 2021 года объемы покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, должны составлять не более 40%

Речь идет о покупателях, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 466-ФЗ)

Правительство РФ наделено полномочиями по установлению критериев отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям

(Федеральный закон от 01.04.2020 N 84-ФЗ)