II. Общие положения

2.1. Общий перечень показателей и данных для формирования программ наблюдений за атмосферным воздухом и решения задач социально-гигиенического мониторинга регламентируется приказом Роспотребнадзора от 30.12.2005 N 810 [6], приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 "О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими" [7].

Общие позиции организации лабораторного контроля факторов среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга отражены в письмах Роспотребнадзора от 02.10.2006 N 0100/10460-06-32, от 28.01.2016 N 01/870-16-32 [12, 13].

2.2. Результаты инструментальных исследований качества воздуха в рамках социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ) должны обеспечивать решение основных задач, возложенных на СГМ:

- информационную поддержку гигиенических оценок (диагностики) состояния среды обитания;

- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

- подготовку предложений по принятию необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека;

- выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями

2.3. Решение задач гигиенических оценок, включая оценку риска, достигается размещением мест отбора проб (постов наблюдений) как в зонах жилой застройки с наибольшими уровнями загрязнения, так и в зонах с наиболее типичными (средними для города) уровнями содержания примесей в атмосфере.

2.4. Установление корректных причинно-следственных связей и построение моделей "концентрация (доза) - ответ (эффект)" требует размещения дополнительных точек мониторинга в зонах с наименьшими концентрациями.

2.5. Оценка эффективности воздухоохранных мероприятий и использование данных социально-гигиенического мониторинга как мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требуют размещения точек наблюдений, максимально ориентированных на зоны воздействия источников загрязнения, на которых реализуются эти мероприятия.

2.6. Система наблюдения должна учитывать экономические аспекты, возможно полно используя расчетные методы, и ориентироваться на минимально-достаточный объем лабораторных исследований.

2.7. Программы лабораторных исследований, выполняемых силами органов и организаций Роспотребнадзора, предпочтительно сопрягать с программами, реализуемыми на постах системы государственного экологического мониторинга Росгидромета. Оптимальным представляется взаимный межведомственный информационный обмен как первичными, так и обработанными данными.

2.8. Программы лабораторных исследований должны быть построены с учетом возможно полных данных об основных источниках загрязнения атмосферного воздуха на территории, включая источники промышленных предприятий, энергетики, коммунальной сферы и транспорта; базироваться на результатах предварительного пространственного анализа санитарно-эпидемиологической обстановки на территории.

2.9. Система выбора точек и программ мониторинга должна носить динамический характер и подлежать пересмотру и развитию на основе как расчетных данных, так и результатов натурных исследований за определенный период.

2.10 Используемые программы наблюдений (полная, неполная, сокращенная, суточная) на постах контроля атмосферных загрязнений, характеристика получаемых концентраций (разовая, среднесуточная, среднегодовая), варианты обработки полученных результатов (осреднение экспозиции) мониторинга качества атмосферного воздуха должны соответствовать конкретным задачам СГМ (таблица 1).