3. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью

В условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий особое значение приобретают технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся, технологии взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью предполагает использование альтернативных форм коммуникации (посредством электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, видеочатов и пр.) с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Рекомендуется определить ответственное за сопровождение лицо из числа работников или волонтеров Организации.

При организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью необходимо предусмотреть возможность дополнительных консультаций в части разъяснений особенностей организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе при ознакомлении с регламентами, правилами деловой коммуникации и пр.

При организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью необходимо предусмотреть возможность организации различных видов внеучебной деятельности в доступных для обучающихся форматах.

Педагогическое сопровождение обучения студента с инвалидностью должно начинаться сразу после начала обучения, что способствует поддержанию у студента внутренней мотивации к получению высшего образования, а также профилактике возникновения технических, коммуникативных и иного рода проблем, возникающих во время обучения. Немаловажную роль играет и психологическая поддержка, оказываемая обучающемуся с инвалидностью преподавателями и специалистами по сопровождению.

Преподаватель должен быть проинформирован о психофизических особенностях студентов с инвалидностью и их влиянии на процессы восприятия и переработки информации; знать возможности и ограничения информационных и телекоммуникационных технологий в обеспечении студентов учебной информацией в доступной форме; осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебных материалов и формах контроля результатов обучения.

Структурным подразделениям и сотрудникам Организации, ответственным за обучение студентов с инвалидностью, необходимо поддерживать коммуникацию с обучающимися с инвалидностью, временно перешедшими на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, с помощью различных каналов связи с целью выявления и оперативного решения возникающих методических, технических и организационных проблем.

Рекомендуется привлечение волонтеров из числа обучающихся образовательной организации, в том числе прошедших обучение по модульной сетевой программе сети РУМЦ по подготовке волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью, которые могут помочь студентам с инвалидностью в получении учебных материалов, оформлении и отправке заданий и пр.

Основные трудности, возникающие у обучающихся с инвалидностью, особенно на начальном этапе обучения, связаны с процессом адаптации к условиям учебного процесса, взаимоотношениями в образовательной среде, обусловленными недостаточным развитием коммуникативных навыков, учебной успеваемостью. Для разрешения подобных трудностей особое внимание должно уделяться индивидуальной работе с первокурсниками.

В начале учебного года сотрудникам Организации, ответственным за обучение студентов с инвалидностью, рекомендуется организовать выявление особых образовательных потребностей лиц с инвалидностью, поступивших на обучение. Такая психолого-педагогическая диагностика может осуществляться через беседу и анкетирование как в процессе личной встречи, так и посредством дистанционных образовательных технологий. Далее информацию об обучающихся, которые имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании конкретных условий обучения, обусловленных спецификой вида нарушения их здоровья, необходимо довести до сведения учебных подразделений, осуществляющих образовательный процесс.

С целью сопровождения процесса адаптации первокурсников рекомендуется подготовка инструкций, в том числе в видеоформате, по работе в электронной информационно-образовательной среде Организации, электронных библиотечных системах и пр.

Одной из эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью может стать онлайн-тьюторинг. За студентом с инвалидностью или инклюзивной группой закрепляется онлайн-тьютор. Это может быть сотрудник Организации или обучающийся, обладающий необходимой подготовкой.

Онлайн-тьютор взаимодействует со студентами с использованием любых доступных каналов связи (телефонная связь, электронная почта, мессенджеры, социальные сети, сети обмена данными, файлообменники, сервисы Google Docs, интернет-ресурсы с возможностью видеосвязи и пр.).

Онлайн-тьютор решает следующие задачи психолого-педагогического сопровождения:

- выявление индивидуальных личностных особенностей, особых образовательных потребностей, особенностей межличностных отношений обучающегося с инвалидностью;

- изучение технической оснащенности рабочего места обучающегося и подбор оптимальных цифровых сервисов и ассистивных технологий для использования в учебной и внеучебной деятельности;

- консультирование преподавателей, сотрудников и волонтеров Организации с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на учете индивидуальных психологических особенностей обучающегося с инвалидностью;

- обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников;

- оказание содействия развитию групповой сплоченности, интеграция обучающихся в поликультурную среду университета;

- оказание содействия освоению обучающимися этических норм, ценностей и традиций корпоративной культуры университета, а также правил и норм коммуникации в академической среде.

Средствами психолого-педагогического сопровождения онлайн-тьюторинга могут быть: психологическое интернет-тестирование, консультирование (индивидуально или в группах в форме телеконференций, чатов для минигрупп, конференций в режиме реального времени), дискуссии, мастер-классы.

В Интернет-пространстве средствами онлайн-тьюторинга могут выступать группы и (или) чаты в социальных сетях и (или) мессенджерах, в которых регулярно размещается контент, позволяющий обеспечить не только информационные и образовательные потребности обучающихся, но и коммуникацию, рефлексию, регулярную психологическую поддержку.