IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях

IV. Основные направления реализации настоящей

Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации

и муниципальных образованиях

20. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Мурманской области являются:

а) комплексное развитие морского порта Мурманск - единственного незамерзающего российского порта в Арктике, развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительство на территории этого порта новых терминалов и перевалочных комплексов;

б) комплексное развитие закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов, в которых дислоцированы воинские формирования, в том числе развитие инфраструктуры и модернизация объектов двойного назначения;

в) создание и развитие предприятий морехозяйственного сервисного комплекса, осуществляющих ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз в целях оказания на конкурентной основе услуг компаниям, осуществляющим судоходство в акватории Северного морского пути и реализующим проекты в Арктической зоне;

г) создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, предназначенных для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа, создание и развитие предприятий, осуществляющих ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, используемых для освоения морских месторождений углеводородного сырья;

д) геологическое изучение минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, формирование новых и развитие действующих минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении полезных ископаемых;

е) развитие энергетической инфраструктуры, в том числе замена оборудования, предназначенного для мазутной теплогенерации, оборудованием, использующим иные виды энергетических ресурсов;

ж) модернизация аэропортовых комплексов, в том числе международного аэропорта г. Мурманска;

з) развитие конгрессно-выставочной и деловой инфраструктуры г. Мурманска в целях реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в сфере международного сотрудничества и делового туризма в Арктике;

и) развитие рыбохозяйственного комплекса (с учетом необходимости сохранения и развития ресурсного потенциала рыбного хозяйства), техническое перевооружение предприятий, включая строительство судов, ввод новых мощностей по глубокой переработке водных биологических ресурсов на современной технологической и организационной основе, а также развитие аквакультуры;

к) развитие туристско-рекреационных кластеров, в том числе на территориях г. Кировска, с. Териберка, Ковдорского, Печенгского и Терского муниципальных районов.

21. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Ненецком автономном округе являются:

а) развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига;

б) развитие транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию морского порта Нарьян-Мар, аэропорта г. Нарьян-Мара и аэропорта пос. Амдерма, проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск;

в) развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров;

г) формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений;

д) геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики Ненецкого автономного округа;

е) строительство агропромышленного парка и реализация экспортно ориентированных проектов, предусматривающих глубокую переработку оленины;

ж) развитие туристического кластера, в том числе инфраструктуры культурно-религиозного и этнического туризма.

22. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Чукотском автономном округе являются:

а) развитие морского порта Певек и его терминалов;

б) создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту Провидения;

в) модернизация Чаун-Билибинского энергоузла;

г) развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство межрегиональной автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь;

д) присоединение к единой сети электросвязи Российской Федерации путем создания подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский - Анадырь;

(в ред. Указа Президента РФ от 12.11.2021 N 651)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) развитие Баимского и Пыркакайско-Майского минерально-сырьевых центров драгоценных и цветных металлов;

ж) развитие Беринговского каменноугольного минерально-сырьевого центра, строительство круглогодичного терминала в глубоководной лагуне Аринай;

з) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в г. Певеке;

и) развитие круизного арктического туризма и формирование этноэкологических туристических кластеров на территориях г. Анадыря, г. Певека и пос. Провидения.

23. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в Ямало-Ненецком автономном округе являются:

а) развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе;

б) строительство и развитие железнодорожных магистралей Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и Обская - Бованенково - Сабетта;

в) расширение производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан;

г) освоение газовых месторождений Обской губы с развитием трубопроводной системы транспортировки газа;

д) развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров, освоение Тамбейской группы месторождений и подготовка к освоению шельфовых месторождений;

е) развитие нефте- и газохимических производств в районе пос. Сабетта, пос. Ямбург, г. Новый Уренгой и формирование многопрофильного промышленно-технологического комплекса газопереработки и нефтехимии;

ж) поддержание в исправном состоянии и развитие газопроводных и нефтепроводных сетей, развитие подключенных к трубопроводам газовых и нефтяных минерально-сырьевых центров Надым-Пурской и Пур-Тазовской нефтегазоносных областей, в том числе с применением новых технологий добычи и разработки нижележащих пластов, а также трудноизвлекаемых запасов нефти;

з) развитие технологий вовлечения в промышленный оборот низконапорного природного газа, в том числе технологий компримирования газа;

и) расширение зоны централизованного электроснабжения путем подключения населенных пунктов к единой энергосистеме;

к) развитие нефтегазового сервиса путем создания промышленных зон в опорных населенных пунктах;

л) организация производства строительных материалов в целях удовлетворения потребностей топливно-энергетического комплекса и жилищного строительства;

м) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Сабетта;

н) формирование туристического кластера на основе агломерации, включающей в себя г. Салехард, г. Лабытнанги и пос. Харп.

24. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Карелия являются:

а) модернизация Беломорско-Балтийского канала;

б) развитие промышленности строительных материалов на базе месторождений строительного камня, в том числе в целях обеспечения проведения строительных работ в соседних субъектах Российской Федерации;

в) создание и развитие минерально-сырьевых центров Восточно-Карельской медно-золото-молибденоворудной зоны;

г) формирование и развитие кластера предприятий глубокой переработки древесины;

д) развитие рыбохозяйственного кластера, включая предприятия аквакультуры;

е) развитие культурно-исторического и экологического туризма;

ж) создание каскадов малых гидроэлектростанций при условии подтверждения перспективного спроса на электроэнергию и их экономической эффективности;

з) создание сети центров обработки и хранения данных на основе отечественных высокоскоростных сверхплотных решений.

25. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Коми являются:

а) диверсификация экономики и комплексное социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований - городских округов Воркута и Инта;

б) развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии;

в) формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа;

г) геологическое изучение отдельных территорий и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;

д) создание и развитие вертикально интегрированного горно-металлургического комплекса, предназначенного для переработки титановых руд и кварцевых (стекольных) песков Пижемского месторождения;

е) формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра;

ж) развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения связи со строящимися и планируемыми к строительству железнодорожными магистралями, включая строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, реконструкцию участка Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги, обоснование целесообразности реконструкции участка Микунь - Вендинга и строительства участка Вендинга - Карпогоры;

з) развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар, а также проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, обеспечивающей на безальтернативной основе транспортную доступность отдельных территорий;

и) реконструкция и модернизация аэропортовой сети, включая аэропорт совместного базирования г. Воркуты;

к) развитие культурно-этнографического и культурно-исторического туристического кластера, а также формирование кластера активного природного туризма.

26. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) являются:

а) дноуглубление рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма;

б) комплексное развитие районов Анабарского и Ленского бассейнов с учетом развития минерально-сырьевых центров, в том числе крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов, россыпных месторождений алмазов на территориях Анабарского, Булунского, Оленекского районов, Верхне-Мунского месторождения алмазов, Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра;

в) комплексное развитие пос. Тикси, включая развитие инфраструктуры двойного назначения, в том числе реконструкцию морского порта Тикси и его терминалов;

г) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Яны, предусматривающее строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Янского бассейна, в том числе золоторудного месторождения Кючус, месторождения серебра Прогноз, Депутатского оловорудного месторождения и месторождения олова Тирехтях;

д) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Индигирки, обеспечение их энергетической безопасности и диверсификация экономики путем разработки Краснореченского месторождения углей, организации производства строительных материалов на базе месторождений базальта и строительного камня;

е) комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Колымы, предусматривающее модернизацию речного порта Зеленый Мыс и развитие Зырянского угольного минерально-сырьевого центра;

ж) создание современных объектов инфраструктуры хранения и изучения палеонтологических находок для реализации проекта "Всемирный центр мамонта", а также развитие научного, культурно-этнографического и экспедиционного туристического кластера;

з) создание сети торгово-логистических центров для обеспечения завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров;

и) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Тикси.

27. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края являются:

а) комплексное социально-экономическое развитие монопрофильного муниципального образования - городского округа Норильск;

б) развитие Норильского промышленного района, специализирующегося на добыче и обогащении (переработке) цветных металлов и металлов платиновой группы, в том числе внедрение технологий, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ предприятиями, расположенными в этом районе;

в) строительство новых добывающих мощностей шахты "Заполярная" и ее модернизация;

г) создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;

д) создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;

е) создание минерально-сырьевого центра на базе Попигайского месторождения технических алмазов;

ж) освоение ресурсов Таймыро-Североземельской золотоносной провинции;

з) развитие морских портов Диксон (включая строительство новых угольных терминалов и нефтяного терминала) и Дудинка;

и) реконструкция и модернизация аэропортовой сети, включая аэропорт с. Хатанга;

к) создание в г. Норильске научно-исследовательского центра технологий строительства и мониторинга состояния зданий и сооружений на северных и арктических территориях;

л) создание аварийно-спасательного подразделения и арктического центра управления в кризисных ситуациях в пос. Диксон;

м) развитие туристско-рекреационного кластера на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, г. Норильска и г. Дудинки.

28. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Архангельской области являются:

а) повышение конкурентоспособности морского порта Архангельск, включая модернизацию действующих морских терминалов, дноуглубление, создание нового глубоководного района, производственно-логистических комплексов и подъездной инфраструктуры, внедрение систем координации и цифрового управления транспортным узлом;

б) развитие транспортной инфраструктуры (железнодорожных магистралей, водных путей и автомобильных дорог), обеспечивающей связь морского порта Архангельск с территориями Северо-Запада России, Урала и Сибири, включая обоснование целесообразности строительства железнодорожных участков Карпогоры - Вендинга и Микунь - Соликамск;

в) развитие международного аэропорта г. Архангельска;

г) развитие деревообрабатывающей отрасли и целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе формирование современного лесоперерабатывающего комплекса полного цикла, а также внедрение технологий производства биотоплива из отходов лесопереработки;

д) развитие судостроительной и судоремонтной промышленности, в том числе формирование на ее базе дополнительных мощностей в целях обеспечения строительства конструкций и производства оборудования для добычи нефти и газа на континентальном шельфе;

е) развитие свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля;

ж) развитие алмазных минерально-сырьевых центров;

з) создание и развитие федерального центра арктической медицины;

и) развитие рыбопромышленного кластера, в том числе строительство, модернизация и ремонт рыбопромыслового флота, создание предприятий по производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, развитие биотехнологий и аквакультуры;

к) развитие культурно-познавательного, этнографического и экологического туристического кластера на арктических территориях и морского круизного туризма на Соловецких островах.