См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Налоговые доходы и платежи

30,86

31,36

28,97

28,64

30,35

32,48

32,64

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

9,67

10,04

7,42

6,15

6,86

8,96

7,82

из них:

НДПИ на нефть

3,00

3,12

3,25

2,74

3,65

5,00

4,70

НДПИ на газ

0,44

0,47

0,51

0,57

0,73

0,74

0,72

Акцизы на нефтепродукты

0,57

0,49

0,36

0,49

0,36

0,35

0,33

Вывозные таможенные пошлины на нефть

3,20

3,32

1,72

1,20

1,06

1,48

1,01

Вывозные таможенные пошлины на газ

0,66

0,62

0,67

0,63

0,63

0,77

0,63

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,65

1,88

0,90

0,52

0,43

0,62

0,42

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0,14

0,14

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

21,19

21,33

21,55

22,49

23,49

23,52

24,82

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

В 2019 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации практически не изменилась по сравнению с 2018 годом. Произошло лишь незначительное увеличение на 0,16 п.п. с 32,48% к ВВП в 2018 году до 32,64% к ВВП в 2019 году. При этом налоговая нагрузка в части налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенной пошлины суммарно снизилась на 1,38 п.п. Основной прирост налоговой нагрузки произошел за счет налога на добавленную стоимость (увеличился на 0,7 п.п.) и страховых взносов (увеличились на 0,6 п.п.). Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2019 году существенно не менялся, что позволило сохранить стабильность налоговых условий.

Налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,3% и составила 24,82% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в связи с увеличением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость и прекращения действия пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, за последние 6 лет не превышал 1% к ВВП. В 2019 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,82% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,47% к ВВП (Таблица 3).