См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Налогообложение международных холдинговых компаний

Существует необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы осуществления международными холдинговыми компаниями деятельности в специальных административных районах (далее - САР).

С августа 2018 года в Российской Федерации САР функционируют на о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область), участниками которых могут стать иностранные юридические лица при условии изменения местонахождения (редомициляции) с иностранной юрисдикции на российскую с присвоением особого статуса международной компании при соблюдении определенных условий.

Указанные районы и уже существующие налоговые преференции компаниям, редомицилированным в эти районы, становятся все более привлекательным способом структурирования бизнеса для иностранных компаний с российскими собственниками.

Однако практика показывает, что в настоящее время редомициляция в САР недоступна для многих налогоплательщиков, в связи с чем условия для редомициляции требуют улучшения с целью повышения привлекательности САР как перспективной стратегии структурирования иностранного бизнеса.

Бизнес-сообщество заинтересовано в донастройке правовых и налоговых параметров деятельности в САР и предлагает ключевые меры, необходимые для стимулирования перевода российских и зарубежных холдингов в САР. Среди этих мер освобождение от налогообложения в Российской Федерации доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации и законодательное закрепление налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями.

Ввиду того, что налогообложение доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации может являться сдерживающим фактором для приобретения иностранными организациями статуса международной компании в порядке редомициляции в САР в случае, если иностранные организации зарегистрированы или имеют обособленные подразделения в юрисдикциях с более благоприятными налоговыми условиями, предложение по освобождению таких доходов от налогообложения заслуживает внимания и требует проработки.

Что касается закрепления налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями, то необходимо отметить, что в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина осуществляется пересмотр международных соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15 процентов в отношении дивидендов и процентов. При этом с целью защиты российской налоговой базы пониженная ставка по налогу у источника останется только в отношении доходов, выплачиваемым публичным компаниям. В этой связи представляется целесообразным комплексный подход к реализации всех новаций в области налогообложения с учетом дополнительных доходов, которые они принесут бюджету.