См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Доходы федерального бюджета

В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов на фоне ожидаемого восстановления экономической активности после ее снижения в 2020 году в результате пандемии коронавирусной инфекции и падения цен на углеводородное сырье прогнозируется рост доходов в номинальном выражении с постепенным восстановлением их доли по отношению к ВВП.

В 2021 - 2023 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета, в том числе вследствие:

- модификация параметров режима НДД;

- актуализация параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору;

- повышение НДПИ на ряд прочих полезных ископаемых (многокомпонентные руды, руды черных и цветных металлов);

- повышение ставки акциза на табачную продукцию;

- переход к дополнительному обложению повышенного дохода физлиц и введение НДФЛ на депозиты и проценты (с зачислением соответствующих дополнительных доходов в федеральный бюджет);

- изменение практики взимания налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения.

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и будут содействовать созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны - после разового увеличения в 2020 году до 11,9% ВВП за счет поступления в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" (10,9% без учета данного поступления в 2020 году) на протяжении 2021 - 2023 годов доля ненефтегазовых доходов будет составлять 11,1%.

Доля НДС по отношению к ВВП после ее снижения в 2020 году до 6,4% к ВВП на фоне сокращения экономической активности, снижения объемов облагаемого импорта и предоставления отсрочек предприятиям пострадавших отраслей в последующие годы восстановится до уровня 6,6 - 6,7% за счет восстановления налогооблагаемой базы.

Кроме того, ожидается, что в рассматриваемом периоде вырастет вклад в ненефтегазовые доходы поступлений дивидендов от компаний с государственным участием. В прогнозе учтен переход к единому подходу по определению дивидендной политики компаний - направление на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО (скорректированной на результаты операций неденежного/нерегулярного характера).