См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Деофшоризация российской экономики

1. Повышение налогообложения выплат доходов в виде процентов и дивидендов, выплачиваемых зарубежным получателям, находящихся в офшорных юрисдикциях до 15% с 1 января 2021 года.

2. Приведение российского законодательства в соответствие с Единым стандартом отчетности ОЭСР для обеспечения эффективного международного автоматического обмена финансовой информацией.

3. Приведение налогового законодательства в соответствии с законодательством о недрах в части сокращения требований к иностранным организациям - налоговым резидентам Российской Федерации. Для признания иностранных организаций, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность по добыче полезных ископаемых на основании лицензий на пользование недрами, налоговыми резидентами Российской Федерации не будет требоваться заключение лицензионного соглашения.

4. Снижение налоговой и административной нагрузки физических лиц, являющихся контролирующими лицами иностранных компаний. Предоставление права уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний в фиксированном размере 5 млн рублей без декларирования таких доходов.

Мера позволит упростить администрирование налогообложения и будет способствовать привлечению в Российскую Федерацию налоговых резидентов, в первую очередь из числа лиц с высокими доходами.

5. Совершенствование международного налогообложения:

- исключение возможности использования международными холдинговыми компаниями налоговых льгот в случае невыполнения ими требований Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";

- продолжение работы по внесению изменений в соглашения об устранении двойного налогообложения с целью реализации мер, направленных на борьбу с использованием схем налогообложения, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через так называемые "транзитные юрисдикции";

- совершенствование порядка проведения взаимосогласительных процедур в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения в части определения порядка взаимодействия компетентных органов, ответственных за проведение взаимосогласительных процедур, и практической реализации достигнутой договоренности между компетентными органами;

- совершенствование законодательства Российской федерации о налогах и сборах в части ограничений на использование положений соглашений об устранении двойного налогообложения как механизма минимизации или уклонения от налогообложения, развития концепции фактического права на доход, правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций при осуществлении ими деятельности на территории Российской Федерации, расширения (уточнения) перечня доходов, признаваемых доходами от источников в Российской Федерации.