См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

2.2. ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 - 2023 гг. разработаны на основании базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - базовый прогноз).

Базовый прогноз построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474.

Среди основных внешнеэкономических предпосылок базового прогноза:

- сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0 - 4,5% г/г), связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением вируса;

- затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, сфера досуга и развлечений);

- добыча нефти в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+ и стабильная ценовая конъюнктура на рынке нефти (цена Юралс 45 - 48 $/барр.);

- стабильные внешнеэкономические условия и курсовые соотношения: курс доллара США к рублю в диапазоне 72 - 74 рублей за доллар США;

- сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении всего прогнозного периода.

Благодаря реализации антикризисных мер в 2020 году российской экономике удается избежать развития ситуации по негативному сценарию. В отсутствии новых эпидемиологических шоков снижение ВВП по итогам 2020 года оценивается на уровне -3,9%, что лучше ожидаемой динамики в других странах. В 2021 году темпы роста экономики ускорятся. Восстановлению в том числе будет способствовать реализация мер Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

В среднесрочной перспективе темпы роста ВВП стабилизируются на уровне выше 3,0%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.

Восстановление экономики будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу 2021 года численность занятых (по методологии МОТ) практически достигнет докризисного уровня 2019 года (в среднем за 2021 год - 71,7 млн. чел.). Средний уровень безработицы в 2021 году составит 5,2%, причем к концу года показатель опустится чуть ниже 5%, что соответствует "естественному" уровню безработицы. После адаптации рынка труда к новым условиям в 2022 - 2023 годах уровень безработицы опустится до 4,7% и 4,6% соответственно.

На фоне повышения экономической активности и роста занятости в 2021 году ожидается умеренный рост реальных заработных плат (+2,2% г/г) и восстановление реальных располагаемых доходов населения (+3,0% г/г) с последующим их выходом на траекторию устойчивого роста на уровне 2,4 - 2,5% в 2022 - 2023 гг. Улучшение ситуации с доходами граждан будет способствовать устойчивому повышению потребительского спроса: после компенсационного роста в 2021 году (+5,1% г/г и +6,7% г/г по розничной торговле и платным услугам населению соответственно) в среднесрочной перспективе потребительские расходы продолжат расти на 2,8 - 3,1% в год.

Инвестиции при этом будут расти опережающими темпами (+3,9%, +5,3% и +5,1% в 2021 - 2023 гг. соответственно), отражая постепенный переход к инвестиционной модели роста, основанной на повышении капиталовложений частного сектора. В 2022 году дополнительный вклад в ускорение инвестиций внесет завершение сделки ОПЕК+ и сопутствующее восстановление инвестиций в нефтедобыче.