Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Характеристика типичных нарушений законодательства при издании правовых актов

VII. Характеристика типичных нарушений законодательства

при издании правовых актов

26. Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального законодательства, допускаемых при принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных. Осуществление такого анализа позволит в значительной степени оптимизировать деятельность экспертных подразделений.

Каждый регион имеет определенную специфику, обусловленную своеобразием экономического, политического и иного положения субъекта Российской Федерации, что отражается и на правовом регулировании общественных отношений. Вместе с тем существуют общие для всех регионов нарушения законодательства, изучение которых также необходимо.

27. Наиболее общими формами несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству являются:

принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов и норм по предметам ведения Российской Федерации в случае, если это не предусмотрено федеральным законодательством;

принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации актов и норм, нарушающих принцип разделения властей;

компиляция норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, регулирующих вопросы, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

включение в правовой акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и другим актам федерального законодательства либо искажающих их смысл.

28. Правовой акт субъекта Российской Федерации может противоречить Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству в целом либо в определенной части.

В целом акт противоречит Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству, если:

его принятие противоречит основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина;

предмет его регулирования относится к предмету ведения Российской Федерации и в федеральном законодательстве не предусмотрено право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование;

все нормы рассматриваемого акта противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству в определенной части, если нарушения содержатся в отдельных положениях акта субъекта.

29. Признаки несоответствия правового акта федеральному закону:

отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами необходимы для издания правового акта;

принятие правового акта во исполнение отмененного федерального закона;

неправильный выбор федерального закона, примененного при принятии правового акта;

принятие правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу;

нарушение порядка принятия правового акта;

иные признаки.

30. Среди конкретных нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства особо следует обратить внимание на те, которые связаны с установлением норм, регулирующих вопросы, отнесенные к предметам ведения Российской Федерации. Например, некоторыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются:

право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять мероприятия по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности, что противоречит пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации;

порядок управления и пользования федеральной собственностью, что противоречит пункту "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации;

порядок введения чрезвычайного положения на территории субъекта, что противоречит статьям 56, 88 Конституции Российской Федерации;

право учреждать банки и давать им поручения, решать вопросы кредитования Центральным банком Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что противоречит пунктам "г", "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ);

право заключения, ратификации международных договоров, право главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представлять соответствующий субъект в международных отношениях, что противоречит пункту "к" статьи 71, пункту "о" статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законам от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах" и от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

положения, относящиеся к сфере уголовно - процессуального, гражданско - процессуального, гражданского законодательства, что противоречит пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации;

право самостоятельно определять финансовое, валютное, кредитно - денежное, таможенное регулирование, что противоречит пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации.

В ряде актов субъектов Российской Федерации неправомерно регулируются следующие вопросы:

порядок создания и деятельности судов, вопросы судоустройства, деятельности прокуратуры, что противоречит пункту "о" статьи 71, пункту "е" статьи 83, пункту "ж" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О прокуратуре" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ), за исключением создания и деятельности конституционных и уставных судов, а также мировых судей и определения порядка согласования кандидатур для назначения на должность судей федеральных судов и прокуроров;

порядок согласования с администрацией области создания и ликвидации территориальных органов федеральных министерств и ведомств Российской Федерации на территории области, а также назначение на должность и освобождение от должности руководителей этих органов, что противоречит пункту "г" статьи 71, части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации;

вопросы, связанные с расходованием средств федерального бюджета, а также федеральными налогами, что противоречит пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации;

порядок пребывания иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации, тогда как регулирование данного вопроса, в соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, относится к предметам ведения Российской Федерации.

Отсутствие правовой регламентации взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации полномочий по предметам совместного ведения вызывает большие сложности при выделении полномочий органов государственной власти субъектов в сфере совместного ведения. Конституция Российской Федерации только лишь определяет предметы совместного ведения и не разграничивает полномочия каждой из сторон. При рассмотрении этих вопросов необходимо исходить из положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Достаточно типичными являются нарушения федерального законодательства о местном самоуправлении. В ряде субъектов Российской Федерации устанавливается государственное управление на уровне районов, городов и других видов городских и сельских поселений, то есть вводится система территориальных органов государственной власти субъектов, при этом ранее существовавшие органы местного самоуправления ликвидируются. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать, что население не может быть лишено права на местное самоуправление либо быть ограничено в его осуществлении.

В некоторых субъектах Российской Федерации актами органов государственной власти регулируются вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, что нарушает принцип самостоятельности и независимости местного самоуправления от органов государственной власти, закрепленный статьями 12, 130, 131, 132 Конституции Российской Федерации.

На современном этапе активного развития избирательного законодательства часто принимаются правовые акты с нарушением федерального законодательства о выборах и референдуме. В частности, устанавливаются положения, ограничивающие права избирательных объединений по выдвижению кандидатов, вводятся различные цензы: ценз оседлости; иной, чем предусмотрено федеральным законодательством, возрастной ценз; языковой ценз, ценз гражданства и др. для приобретения пассивного избирательного права.

Пробелы, имеющиеся в регулировании земельных правоотношений, дали возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения по земельным вопросам, которые объективно не всегда соответствуют их полномочиям. Необходимо учитывать, что после принятия Земельного кодекса Российской Федерации и введения в действие главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с ними.

Типичными становятся нарушения федерального законодательства о лицензировании: устанавливается порядок лицензирования отдельных видов деятельности, лицензирование которых не предусмотрено федеральным законодательством; нарушается предусмотренный федеральным законодательством порядок лицензирования.

В ряде регионов устанавливаются также нормы, направленные на ограничение свободного перемещения товаров и услуг (например, в сфере оборота продукции сельскохозяйственного назначения, алкогольной продукции).