Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Пункт 23 на колхозы не распространяется (Письмо Госбанка СССР от 26.08.1988 N 150).

23. В соответствии с "Положением о ведении кассовых операций государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552, предприятия, организации и учреждения могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать деньги из выручки в пределах норм, устанавливаемых ежегодно отделениями банка с участием руководителей указанных организаций, а для колхозов - правлениями колхозов по согласованию с соответствующими отделениями Госбанка. Всю денежную наличность сверх лимитов остатка денег в кассе организации обязаны сдавать в порядке и в сроки, устанавливаемые отделениями банка для зачисления на их счета в банке.

Письмом Госбанка СССР от 26.08.1988 N 150 в Инструкцию введен пункт 23-а следующего содержания:

"Учреждения банков хранят денежные средства кооперативов на расчетном и других счетах.

Кооперативы самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег в своей кассе и нормы расходования денег из выручки. Наличные деньги из выручки расходуют на выплату заработка своим работникам и на другие цели для выполнения работ, предусмотренных их уставами.

Кооперативы сдают денежную наличность в порядке и в сроки, устанавливаемые учреждениями банков по согласованию с кооперативами".

24. Для установления лимитов остатка наличных денег в кассе, норм расходования денег из выручки, порядка и сроков сдачи выручки отделения Госбанка получают в первом квартале заявку - расчет от торговых организаций (предприятий) по форме Приложения N 20, от других предприятий, организаций и учреждений - по форме Приложения N 21.

Лимит остатка наличных денег в кассе и нормы расходования денег из выручки устанавливаются для каждого предприятия, организации, имеющих постоянную денежную выручку независимо от того, состоят или не состоят они на самостоятельном балансе (кроме мелкорозничной сети), ежегодно, а при необходимости могут быть пересмотрены в течение года. Для учреждений, нехозрасчетных организаций и предприятий, имеющих небольшие кассовые обороты (по списку, утвержденному руководителем отделения Госбанка), установленные лимиты остатка наличных денег в кассе и нормы расходования денег из выручки могут в последующем, с согласия руководителей таких организаций, утверждаться отделением Госбанка без ежегодного предоставления ими заявки - расчета.

По магазинам и столовым, расположенным в других районах, лимиты остатка кассы и нормы расходования денег из выручки устанавливаются отделением Госбанка, в котором находится расчетный счет организации; эти лимиты и нормы сообщаются для контроля отделениям Госбанка по месту нахождения торговых предприятий.

Нормы расходования наличных денег из выручки (или из кассовых поступлений) для предприятий и организаций устанавливаются в пределах действительной потребности, но не выше предельных норм, установленных Председателем Правления Госбанка СССР (действующие предельные нормы приведены в Приложении N 31).

Порядок установления лимитов остатка наличных денег в кассах, норм расходования денег из выручки, сроков сдачи выручки предприятиями и организациями излагается в Приложении N 19.

25. Установленные лимиты остатка наличных денег в кассе, нормы расходования денег из выручки, порядок и сроки сдачи выручки письменно сообщаются отделениями банка каждому предприятию, организации и учреждению, в том числе и не выделенным на самостоятельный баланс.

Руководители отделений Госбанка, по договоренности с руководителями соответствующих торговых организаций, могут ввести порядок, при котором установленные лимиты кассы, нормы расходования денег из выручки, порядок и сроки сдачи выручки сообщаются отделением Госбанка торговой организации, а последней доводятся до каждого торгового предприятия.

По усмотрению руководителей отделений Госбанка для сообщения установленных лимитов, норм, порядка и сроков сдачи выручки используются вторые экземпляры заявок - расчетов (Приложения N 20 и 21), представляемых предприятиями и организациями.

26. В целях ускорения оборачиваемости наличных денег и устранения встречных перевозок денег внутри района, а также для своевременного обеспечения денежной наличностью предприятий связи и сберегательных касс отделения Госбанка при установлении порядка сдачи денежной выручки принимают меры к тому, чтобы торговые предприятия, расположенные в сельской местности вне мест нахождения банка, сдавали торговую выручку через предприятия связи или сберегательные кассы, привлеченные к кассовому обслуживанию организаций.

27. Отделения Госбанка ведут учет предприятий и организаций, имеющих постоянную денежную выручку, в журнале по форме Приложения N 22. В нем регистрируются все торговые и другие предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, в том числе и не выделенные на самостоятельный баланс. Не регистрируются: палатки, киоски, павильоны, буфеты и т.п., продавцы которых материально ответственны перед торговыми предприятиями, в состав которых они входят, и сдают выручку в их кассы.

По усмотрению руководителя отделения Госбанка учет предприятий и организаций, имеющих постоянную денежную выручку, может осуществляться непосредственно по заявкам - расчетам (Приложения N 20 и 21). В этом случае указанные заявки - расчеты должны формироваться в специальном деле.

28. Своевременность сдачи денежной выручки предприятиями и организациями контролируются экономистами отделений Госбанка.

Для осуществления указанного контроля экономисты по кассовому плану на основании журнала (Приложение N 22) составляют по предприятиям и организациям, сдающим выручку в дневные, вечерние кассы Госбанка, в сберегательные кассы и через почту, списки - контрольные ведомости и передают их бухгалтерам Госбанка по месту ведения счетов клиентов и контролерам вечерних касс, которые ежедневно делают в этих контрольных ведомостях по предприятиям и организациям отметки о сдаче выручки.

Начальник отдела (группы) инкассации по кругу предприятий и организаций, сдающих выручку через инкассаторов Госбанка, ежедневно представляет экономисту по кассовому плану справку о предприятиях и организациях, не сдавших выручку за предыдущий день, с указанием причин. В условиях централизованной инкассации названные справки представляются отделом инкассации экономистам соответствующих отделений Госбанка.

Экономисты отделений Госбанка обязаны ежедневно просматривать контрольные ведомости и справки отдела инкассации и принимать меры к обязательной сдаче в дневную кассу всей задержанной накануне выручки, а также к недопущению задержек впредь. В этих ведомостях и справках экономисты по кассовому плану делают отметки о принятых мерах.

По предприятиям и организациям, сдающим денежную выручку через объединенные кассы, экономисты отделений Госбанка периодически проверяют своевременность сдачи выручки в объединенную кассу на основании отметок работников таких касс в контрольных ведомостях.

29. Отделения Госбанка ежемесячно и за каждый квартал анализируют состояние инкассации торговой выручки по отдельным торговым организациям, имеющим счета в данном отделении Госбанка.

Для анализа состояния инкассации торговой выручки по отдельным торговым организациям производится расчет, в котором сопоставляется фактический объем розничного товарооборота организации с суммой выручки, поступившей на счет этой организации (через кассы данного отделения Госбанка, включая поступления расчетных чеков и перечисления со счетов вкладчиков в уплату за товары, в кассы других отделений Госбанка, перечисленной по МФО, переводами по почте, через сберегательные кассы). Предварительно сумма фактической выручки корректируется на переходящую выручку от торговли по отчетным данным Госбанка путем исключения суммы, перешедшей с предыдущего квартала (месяца), и прибавления выручки, перешедшей на следующий квартал (месяц). При анализе инкассации торговой выручки за квартал используются также данные отчетов об обороте кассы торговых организаций и о продаже населению товаров в кредит.

В результате указанного расчета выводится неинкассируемая часть товарооборота и рассматривается обоснованность ее размеров, в частности, правильность использования торговыми предприятиями права расходования из выручки денег на выплату заработной платы, на закупки сельскохозяйственных продуктов, на неотложные нужды, причины и правомерность изменения объемов мелкооптового оборота и продажи товаров в кредит; принимаются меры по прекращению необоснованных встречных оборотов денег, соблюдению установленных лимитов остатка денег в кассе и норм расходования денег из выручки, правил мелкооптовой продажи товаров и порядка реализации товаров в кредит.

Для анализа состояния инкассации торговой выручки в целом по району отделения Госбанка сравнивают фактические данные о товарообороте и поступлении торговой выручки по всем каналам, процент инкассации выручки с плановыми данными.

По результатам анализа отделения Госбанка предъявляют требования руководству соответствующих торговых предприятий и организаций, при необходимости вносят на рассмотрение вышестоящих организаций предложения по устранению необоснованных встречных оборотов наличных денег, по другим вопросам, решение которых обеспечивает выполнение планов поступления торговой выручки в банк.

30. Конторы Госбанка производят расчет инкассации торговой выручки в целом по республике, краю, области ежемесячно и по кварталам, а по отдельным городам и районам - по кварталам.

При наличии разрывов между фактически поступившей выручкой и выручкой, которая должна поступить исходя из объема фактического розничного товарооборота, выясняются причины таких разрывов и принимаются меры к увеличению поступления выручки в кассы банка.

При анализе инкассации торговой выручки по конторе за квартал используются также данные: отчетов об обороте кассы торговых организаций, о продаже населению товаров в кредит, о стоимости периодических печатных изданий, реализуемых по ранее оплаченной подписке, о поступлениях подписной платы за последующую реализацию периодических печатных изданий.

31. Учреждения Госбанка в соответствии с Положением о ведении кассовых операций могут проверять соблюдение кассовой дисциплины на всех предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах и имеют право получать от них данные об их кассовых оборотах по источникам поступлений и целевым назначениям расходования денег.

Пункт 32 на колхозы не распространяется (Письмо Госбанка СССР от 26.08.1988 N 150).

32. Руководители отделений Госбанка, утверждая планы проверок соблюдения кредитно-расчетной дисциплины на предприятиях, в организациях, учреждениях и по другим вопросам, по которым учреждения Госбанка имеют право производить проверки, определяют также перечень тех предприятий, организаций, учреждений, колхозов, в которых планируются проверки соблюдения кассовой дисциплины (при этом учитывается, что проверки соблюдения кассовой дисциплины в учреждениях и организациях, состоящих на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, производятся финансовыми органами, а в организациях, обслуживаемых Стройбанком СССР, - учреждениями Стройбанка).

В соответствии с этими планами бухгалтерские работники отделений Госбанка подготавливают необходимые данные о суммах наличных денег, сданных в кассы банка и выданных из касс банка, по организациям, подлежащим проверке. К проверкам кассовой дисциплины привлекаются все кредитные работники. Экономисты, направляемые на проверку, должны иметь удостоверение на право проверки, подписанное руководителем отделения Госбанка.

33. Проверка соблюдения кассовой дисциплины производится по данным бухгалтерского учета организаций (в необходимых случаях - и по первичным денежным документам). Условия хранения денег и ценностей на предприятиях, в организациях, учреждениях и колхозах учреждения Госбанка не проверяют.

При проверке кассовой дисциплины устанавливается:

- соответствие записей кассовой книги предприятия, организации, учреждения о суммах, полученных из банка и сданных в банк, данным банка. В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. При установлении злоупотреблений отделения Госбанка обязаны немедленно передать материалы следственным органам;

- соблюдение установленных банком норм расходования денег из выручки, лимитов остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в установленный срок сумм заработной платы, пособий, стипендий, пенсий, премий и других сумм. При выявлении нарушений выясняется, на какие цели израсходованы деньги сверх установленных норм, в течение какого времени и какая сумма не сдавалась в банк и по какой причине, когда и в какой сумме имело место превышение лимита кассы за проверяемый период;

- правильность использования наличных денег, полученных в банке, имея в виду, что организации не имеют права их использовать на иные цели, кроме указанных в чеке при получении денег; правильность расходования наличных денег из собственных поступлений. Выявляются факты расходования денег не по целевому назначению, случаи незаконной выплаты денег из выручки (из собственных поступлений) на заработную плату, на командировочные расходы, факты расчетов наличными деньгами с предприятиями и организациями вместо применения безналичных расчетов, выдачи наличных денег взаймы разным лицам или организациям, случаи расходования денег на покупку товаров у частных лиц, на другие, не предусмотренные правилами цели, случаи неправильного расходования денег на оплату зрелищных мероприятий за счет государственных и общественных средств, предоставления бесплатных услуг транспорта, коммунальных услуг, незаконной аренды жилых помещений у отдельных граждан.

Результаты проверки оформляются актом с приложением к нему справки (по форме Приложения N 28), в котором отражается состояние поступлений наличных денег в кассы проверяемых организаций и их расходование за проверенный период. Акт и справка подписываются руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия, организации, учреждения, колхоза и представителем банка.

Если при проверке нарушений не установлено, проверяющий ограничивается заполнением справки по форме Приложения N 28 с указанием, что проверка произведена в соответствии с требованиями настоящей инструкции и замечаний у проверяющего нет.

Пункт 34 на колхозы не распространяется (Письмо Госбанка СССР от 26.08.1988 N 150).

34. Руководители отделений Госбанка рассматривают в течение 3 - 5 дней результаты проверки кассовой дисциплины и при выявленных нарушениях (расходование кассовой выручки сверх установленных норм, несвоевременная сдача выручки в кредитное учреждение, превышение установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, расходование полученных в кредитном учреждении наличных денег не по назначению, несвоевременный возврат в кредитное учреждение неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, пособий, стипендий, пенсий и премий, нарушение порядка расчетов наличными деньгами, выдача наличных денег из кассы взаймы другим предприятиям и организациям) должны принять необходимые меры, в частности:

- обсудить выявленные при проверке нарушения кассовой дисциплины с руководителем предприятия, организации, учреждения, колхоза и предъявить требование о недопущении их впредь, либо направить письменные предложения по их устранению;

- поставить вопрос перед вышестоящими организациями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении кассовой дисциплины;

- принять решение о применении санкции - запрещение расходования наличных денег из выручки на срок до трех месяцев;

- учесть при контроле за расходованием фондов заработной платы суммы, незаконно выплаченные на заработную плату из выручки (из текущих кассовых поступлений), при контроле за использованием лимитов на служебные командировки - суммы, израсходованные на командировки из выручки (текущих кассовых поступлений) или из средств, полученных в банке на другие цели.

Предложения учреждений Госбанка о мерах по устранению вскрытых нарушений кассовой дисциплины являются обязательными для предприятий, организаций, учреждений, колхозов. Отделения Госбанка контролируют их выполнение.

Отделения Госбанка периодически докладывают местным руководящим органам о предприятиях, организациях, учреждениях, колхозах, систематически допускающих нарушения кассовой дисциплины.