Приложение 1

ОБРАБОТКА ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ С БОРТОВЫХ НАКОПИТЕЛЕЙ

1. Обработка и анализ полетной информации, накопленной системами регистрации параметрической информации.

Обработку полетной информации, накопленной самописцами, можно подразделить на два вида:

Автоматизированная обработка.

Как правило, применяется в случаях:

- расследования АП и инцидентов;

- необходимости анализа на достоверность сообщения экспресс-анализа;

- отказов систем и оборудования ВС;

- невозможности обработки ПИ по программе экспресс-анализа;

- отсутствия или неправильного заполнении паспорта к носителю ПИ.

Экспресс-анализ.

Является основным видом обработки ПИ, при котором обеспечивается наиболее глубокий и объективный контроль действия экипажа, пространственного положения ВС и работоспособности АТ в полете.

Специальное программное обеспечение для проведения анализа проверяет снятую с накопителей полетную информацию на предмет наличия отклонений от нормы.

Руководствами по летной эксплуатации ВС, инструкциями по технической эксплуатации систем и оборудования устанавливаются режимы полета, определяются необходимые действия экипажа на различных этапах полета, нормируются ограничения и рекомендованные режимы работы систем и оборудования. Экспресс-анализ предназначен для обнаружения, фиксации и документирования событий, имевших место в полете и являющихся недопустимыми или нежелательными с точки зрения безопасности полетов.

Алгоритмы экспресс-анализа ПИ представляют собой символьную запись требований и рекомендаций, установленных нормативной документацией по летной и технической эксплуатации ВС, его систем и оборудования (РЛЭ, ИТЭ и т.п.). Для каждого типа ВС алгоритмы сведены в каталоги сообщений.

При составлении алгоритмов входящие в них константы берутся с учетом допусков на погрешность измерения и обработки ПИ при условии отклонения контролируемого параметра на оценку "хорошо" согласно действующим в гражданской авиации нормативам.

Каталоги сообщений (алгоритмы экспресс-анализа) в составе специального программного обеспечения вносятся в Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации (далее - Реестр).

Алгоритмы и каталоги сообщений составляются на основании нормативной документации, действующей на определенную дату. С учетом изменения РЛЭ, ИТЭ, конструкции, доработок ВС и его оборудования, предложений эксплуатационных организаций гражданской авиации разработчик вносит необходимые коррективы в каталоги сообщений и, соответственно, вносятся изменения в программное обеспечение.

Методики работы со специальным программным обеспечением по обработке ПИ и с конкретными наземными устройствами изложены в соответствующих описаниях и Руководствах.

Для обработки параметрической информации используются устройства на базе персонального компьютера с соответствующим специальным программным обеспечением, включенным в Реестр для всех типов бортовых регистраторов.

2. Обработка звуковой информации.

Звуковая информация включает в себя радиообмен "ЭКИПАЖ-ДИСПЕТЧЕР", внутрикабинные переговоры, зафиксированное срабатывание предупреждающей и навигационной звуковой сигнализации, характерные шумы и т.п. Звуковая информация специфична, одно и то же слово, произнесенное членом экипажа, в зависимости от интонации или ситуации может быть истолковано по-разному. Поэтому воспроизводить и анализировать звуковую информацию при оценке качества выполнения полета должен специалист летной службы, имеющий собственный опыт ведения радиообмена и, при необходимости, документальное подтверждение знания английского языка.

При проведении анализа звуковой информации могут использоваться:

- данные, сохраненные штатными бортовыми речевыми или комбинированными регистраторами;

- заключение пилота-инструктора, выполнявшего полет в составе экипажа при проведении квалификационной проверки;

- данные, сохраненные аппаратурой, регистрирующей диспетчерский радиообмен;

- информация, зарегистрированная внештатными устройствами (iPad, диктофон и т.п.), разрешенными к применению на ВС.

Звуковой материал, записанный бортовыми регистраторами или внештатными устройствами, подготавливают для прослушивания специалисты подразделения ПИ по заявке летной службы.

Использование бортовых регистраторов для анализа звуковой информации на этапах полета должно учитывать время сохранения записи на регистраторе.

Текстовая выписка речевой информации по записи бортовых регистраторов звуковой информации производится в следующих случаях:

- при расследовании АП и инцидентов. В этом случае должна использоваться запись штатного бортового регистратора звуковой информации. Объем и форма выдачи информации определяются письменным заданием председателя комиссии по расследованию;

- в случаях необходимости подтверждения факта нарушения, обнаруженного при обработке параметрической информации. При этом должно учитываться время сохранения записи на регистраторе;

- в исключительных случаях при возникновении конфликтной ситуации (выполняется по письменному заданию командования летной службы или заявке экипажа, записанной в бортжурнале ВС). В этом случае объем информации определяется по соглашению сторон в зависимости от сложности спорного вопроса.

Если для всестороннего анализа ПИ требуется запись диспетчерского магнитофона или фотоснимки захода на посадку, председатель комиссии по расследованию или командование летной службы запрашивают эти материалы у службы УВД. Специалисты подразделения полетной информации к этой работе не привлекаются.

Эксплуатант обязан проводить периодический мотивированный контроль ведения каждым членом экипажа радиообмена, выполняемый совместно с анализом параметрической информации (комплексный контроль). Периодичность комплексного контроля определяется ПАПД авиакомпании. Допускается выполнение комплексного контроля по данным тренажерной подготовки.

Мотивом выполнения внепланового комплексного контроля может являться выход на работу члена экипажа после отпуска, длительного перерыва в летной работе, либо допустившего нарушение, подлежащее расследованию согласно ПРАПИ.

При проведении комплексного контроля полета, в котором выполнялась квалификационная проверка, подтверждением качества ведения радиообмена является заключение пилота-инструктора.

Прослушиванием и документированием речевой информации занимается специалист летной службы. Допускается административная/функциональная подчиненность данного специалиста руководителю ППИ. В случае необходимости совмещения звуковой и параметрической информации работы проводятся совместно с сертифицированным специалистом ППИ.

3. Эксплуатант обеспечивает контроль качества записи аварийных параметрических и звуковых регистраторов на соответствии требованиям Приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" (части I - III) к Конвенции о международной гражданской авиации.