2.1. Принципы разработки модельных характеристик подготовленности спортсменов

2.1. Принципы разработки модельных характеристик

подготовленности спортсменов

Разработка модельных характеристик физической подготовленности является важной задачей для эффективного управления подготовкой юных спортсменов [19, 50, 57, 58, 59].

Количественные модельные характеристики, относящиеся, в частности, к общей и специальной физической подготовленности, должны отвечать следующим принципиальным установкам:

1. Целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;

2. Эффекту утилизации в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов;

3. Соразмерности в развитии основных физических качеств юных спортсменов.

Установка на целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству находит свое отражение в том, что определение промежуточных значений основных показателей физической подготовленности, выступающих в качестве модельных характеристик, следует ориентировать на модели сильнейших спортсменов.

Для выпускников спортивных школ в качестве таких перспективных нормативов или базовых величин, по отношению к которым следует соотносить их данные, могут использоваться модели более квалифицированных спортсменов, в том числе МС и МСМК, но при этом учитываются возрастные особенности, для чего вносятся поправочные коэффициенты.

В методологии моделирования применительно к системе подготовки юных спортсменов особое значение приобретает учет 2-х тесно взаимосвязанных звеньев: особенностей возрастной динамики развития физических качеств и степени утилизации имеющихся возможностей. Поэтому модельные характеристики юных спортсменов должны отражать не только повышение абсолютных значений, но и, главное, способность юного спортсмена к эффективной реализации достигнутого уровня. Тем самым, установка на эффект утилизации в зависимости от возрастных особенностей выступает в качестве одной из основных при разработке модельных характеристик юных спортсменов [61, 64, 70].