Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N АКПИ20-29 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Росстандарта от 02.07.2019 N 1502 "Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2020 г. N АКПИ20-29

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Ю.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Везер-Комплект" о признании недействующим приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июля 2019 г. N 1502 "Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений",

установил:

приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 2 июля 2019 г. N 1502 (далее - Приказ) утверждены рекомендуемые предельные значения интервалов между поверками средств измерений (далее - МПИ СИ), приведенные в виде таблицы, состоящей из трех граф: порядкового номера, наименования СИ и интервала между поверками.

Общество с ограниченной ответственностью "Везер-Комплект" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что он является нормативным правовым актом, поскольку принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное их применение и направленные на урегулирование общественных отношений, который не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и не был опубликован в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763).

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что при выдаче свидетельства об утверждении типа средств измерений "Теплосчетчики Weser НМ", производимых Обществом, Госстандарт сократил интервал между поверками с 6 лет до 4 лет на основании Приказа.

В судебном заседании представитель административного истца Б., принимавший участие в судебном заседании с использованием веб-конференции, просил удовлетворить заявленное требование.

Административный ответчик Росстандарт в своих возражениях на административный иск указал на то, что Приказ не является нормативным правовым актом, не устанавливает правил поведения, обязательных для применения неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, а выступает как правоприменительный акт, при помощи которого административный ответчик осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, способствует установлению интервала между поверками средств измерений, не нарушает права и свободы административного истца.

В судебном заседании представитель Росстандарта К.Ю.М. просил отказать в удовлетворении заявленного требования.

Заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административное исковое заявление сообщил, что содержащиеся в Приказе предельные значения интервалов между поверками средств измерений являются по своему характеру не рекомендательными, а обязательными для неопределенного круга субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, выпуск их производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, а также уполномоченных ими лиц), рассчитанными на неоднократное применение и указывают на то, что Приказ носит нормативный характер, но в нарушение Правил N 1009 не был представлен на государственную регистрацию в Минюст России и опубликован в порядке, предусмотренном Указом N 763.

Представитель Минюста России, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) (часть 2 статьи 1).

В силу положений пункта 8 части 3 и части 5 статьи 1 названного закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на средства измерений, к которым установлены обязательные требования, а также на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются в том числе при учете количества энергетических ресурсов.

В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ).

Из положений пункта 1 статьи 11 и частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ следует, что одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений является утверждение типа средств измерений, подлежащего обязательному утверждению, при котором устанавливается в том числе интервал между поверками средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний средств измерений в целях утверждения типа.

Росстандарт в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ, а также пунктам 5.4.13 и 5.4.19 Положения Росстандарт принимает решение об утверждении типа средств измерений и осуществляет установление и изменение интервалов между поверками средств измерений.

Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа установлен приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 30 ноября 2009 г. N 1081 (далее - Порядок), определяющим, что испытания средств измерений в целях утверждения типа проводятся испытателем в соответствии с программой испытаний, которая согласовывается с заявителем и устанавливает, в частности, методику определения интервала между поверками. Испытатель по результатам испытаний разрабатывает описание типа средства измерений, утверждает (при необходимости) методику поверки, оформляет акт испытаний средства измерений в целях утверждения типа, содержащий, в свою очередь, рекомендованный интервал между поверками (пункты 24, 26, 27, подпункт "е" пункта 28).

Утверждение типа средств измерений осуществляется Росстандартом в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденным приказом Госстандарта от 12 ноября 2018 г. N 2346 (далее - Административный регламент).

Результатом утверждения типа средств измерений является соответствующий приказ Росстандарта (пункт 9.8 Положения и пункт 43 Административного регламента).

Федеральный закон N 102-ФЗ и другие нормативные правовые акты в области обеспечения единства измерений не устанавливают требований либо критериев для определения интервала между поверками средств измерений, а указывают на установление в результате испытаний средства измерений при утверждении типа средств измерений рекомендованного интервала между поверками.

Принятие решения об установлении и изменении интервалов между поверками средств измерений является результатом всесторонней оценки средства измерений с учетом рекомендаций испытателя средств измерений и показателей, приведенных в Приказе, а также результатом экспертных заключений государственных научных метрологических институтов и экономического критерия оптимальности интервала между поверками согласно разделу 5 рекомендаций по метрологии Российской Федерации РМГ 74-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений", введенных в действие для применения в Российской Федерации приказом Росстандарта от 2 марта 2005 г. N 35-ст.

Исходя из содержания преамбулы, пунктов 1 и 2 Приказа он принят в целях реализации статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ, а также установления рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений для использования должностными лицами административного ответчика в соответствии с Административным регламентом, которым определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги. При этом установление интервала между поверками средств измерений не является одной из административных процедур Административного регламента.

Анализ содержания Приказа позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой акт, содержащий в себе совокупность собирательных типов средств измерений и информацию об обобщенном временном интервале между поверками такого типа средства измерений.

В Приказе отсутствуют какие-либо положения, направленные на регулирование общественных отношений.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правилами N 1009 предусмотрена государственная регистрация нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, которая осуществляется Минюстом России (пункты 10, 11).

Указанные акты в силу пункта 8 Указа N 763 подлежат обязательному официальному опубликованию.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации.

Исходя из пунктов 9, 11, 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, разработанных и утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105 во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: 1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, например, о территориальных органах, организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции; 3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок). Государственной регистрации подлежат в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Правовых норм, затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации, гарантии их осуществления и механизм реализации их прав, свобод и обязанностей, оспариваемый акт не содержит.

Приказ не является межведомственным актом, поскольку используется Росстандартом в соответствии с Административным регламентом и не устанавливает правового статуса организации.

Следовательно, Приказ не подлежал государственной регистрации и опубликованию в соответствии с требованиями Правил N 1009 и Указа N 763, в связи с чем оснований для признания его недействующим с момента принятия не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215, статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Везер-Комплект" о признании недействующим приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июля 2019 г. N 1502 "Об утверждении рекомендуемых предельных значений интервалов между поверками средств измерений" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА