Утверждены

приказом Минпромторга России

от 1 июня 2020 г. N 1770

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, УТВЕРЖДЕННУЮ

ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ИЮНЯ 2016 Г. N 2091

1. В пункте 1.2 после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:

"Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации (далее - Основы);

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).".

2. Пункт 1.3 дополнить абзацами следующего содержания:

"Приоритетность полномасштабного достижения целей создания ГИСП в части информационно-аналитического обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) определена Основами.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Основ одной из основных задач в области развития единого информационного пространства (далее - ЕИП) ОПК является обеспечение функционирования ЕИП ОПК как защищенной части ГИСП, а также установление для всех субъектов информационных отношений порядка формирования, использования и защиты информационных ресурсов.

Концептуальные положения формирования и развития защищенной части ГИСП изложены в разделе 10 настоящей Концепции.".

3. В пункте 2.1:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

"Исходя из вышеизложенного, основными целями развития ГИСП, установленными действующим законодательством, являются:";

б) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:

"Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в сфере ОПК на основе функционирования защищенной части ГИСП. Описание целей и задач защищенной части ГИСП приведено в разделе 10 настоящей Концепции.".

4. Подраздел 2.2.1 признать утратившим силу.

5. Подраздел 2.2.2 изложить в следующей редакции:

"2.2.2. Развитие ГИСП в рамках национального приоритета "Цифровая экономика Российской Федерации"

Преобразование промышленности посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений является одним из приоритетов, обозначенных Указом N 204.

Ключевым инструментом Минпромторга России является создание и обеспечение функционирования инфраструктуры, обеспечивающей реализацию проектов цифровой трансформации промышленности в Российской Федерации, в рамках мероприятий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". В этих целях предусмотрено финансирование проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития для преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, призванных обеспечить технологическую независимость государства, возможности коммерциализации отечественных исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.

Реализация мероприятий проекта, направленных на внедрение информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в отечественной промышленности, позволят обеспечить новый уровень:

предоставления мер государственной поддержки и анализа эффективности предоставления мер государственной поддержки;

оценки эффективности процессов планирования и реализации проектов импортозамещения;

адаптации для предприятий с разным уровнем цифровой зрелости в целях повышения количества предприятий, способных в полной мере использовать возможности цифровизации;

инвестиционной инфраструктуры для субъектов промышленности и инвесторов;

информационной поддержки коммуникативных мероприятий, направленных на популяризацию цифровой трансформации;

создания межотраслевых цифровых платформ в сфере промышленности, обеспечивающих межотраслевую и межсистемную интеграцию предприятий при проектировании, производстве и продаже продукции, распределенный доступ предприятий к сервисам информационной поддержки жизненного цикла изделий, кооперации и субконтрактации, в том числе внедрения современных правил сбора отчетности и статистической информации с учетом реализуемых ГИСП инструментов автоматического обмена данными (М2М) для снижения отчетной нагрузки на предприятия промышленности;

создания условий для получения "цифровых паспортов" предприятиями промышленности;

создания на платформе ГИСП системы электронного подтверждения соответствия продукции требованиям отраслевых стандартов;

повышения эффективности инструментов публикации, распространения и использования результатов интеллектуальной деятельности в сервисах трансфера технологий ГИСП, создание возможности подключения промышленных предприятий к цифровой платформе исследований, разработок и использования РИД;

создания нишевых торговых площадок, обеспечивающих эффективное стимулирование создания и трансфера промышленных технологий;

внедрения на платформе ГИСП инструментов поддержки электронных сделок с использованием технологии "умных контрактов";

интеграции ГИСП с платформами, поддерживающими инновационные финансовые технологии ("песочницами");

интеграции и перевода сервисов ГИСП в Государственную единую облачную платформу".

6. Раздел 3 дополнить пунктом следующего содержания:

"3.7 Защищенная часть ГИСП

Функциональные направления развития защищенной части ГИСП приведены в разделе 10 настоящей Концепции.".

7. В пункте 5.1:

а) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции

"защищенная часть, предназначенная для обработки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.";

б) абзацы пятнадцатый и шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"классификацию контура ограниченного доступа и защищенной части ГИСП автоматизированных систем в защищенном исполнении в соответствии с правовыми документами и требованиями ФСТЭК России и (или) ФСБ России.

Особенности защиты информации для каждого контура определяются по результатам обследования и на основании утвержденных моделей угроз информации и моделей действий нарушителей информационной безопасности ГИСП, разрабатываемых специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии в области информационной безопасности.";

в) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:

"проведение государственной экспертизы и обязательной аттестации контуров безопасности ГИСП в соответствии с требованиями и руководящими документами ФСТЭК России и (или) ФСБ России, определяющими порядок проведения такой аттестации.".

8. В пункте 6.1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Инфраструктура ГИСП организована в соответствии с разделением уровней обработки информации с разным уровнем защиты информации и обеспечивает эксплуатацию общедоступного контура, контура ограниченного доступа и защищенной части.";

б) в абзаце девятом слова "закрытого" и "закрытому" заменить словами "защищенного" и "защищенному" соответственно;

в) в абзаце десятом слово "закрытого" заменить словом "защищенного".

9. Пункт 6.2 изложить в следующей редакции:

"6.2. Организация эксплуатации ГИСП

Для обеспечения эксплуатации ГИСП в случае необходимости могут быть привлечены специализированные подразделения - Центры компетенций. Центры компетенций осуществляют техническую эксплуатацию ГИСП и совершенствование ГИСП, включая аналитическую поддержку пользователей ГИСП, а также обеспечение информационной безопасности ГИСП.

Требования по сбору, хранению, обработке и обобщению данных, к предоставлению и анализу информации, содержащейся в ГИСП, порядку информационного взаимодействия, формированию баз данных ГИСП, а также требования информационной безопасности определяются настоящей Концепцией.

В рамках технической эксплуатации ГИСП Центры компетенции должны решать следующие задачи:

управление операциями - координация и исполнение мероприятий, необходимых для предоставления информационных сервисов, включая выполнение заранее предопределенных стандартных процедур по контролю качества;

управление запросами на обслуживание - обеспечение своевременного реагирования и выполнения запросов пользователей ГИСП;

управление инцидентами - минимизация влияния инцидентов на работоспособность ГИСП и восстановление функционирования информационных сервисов наиболее быстрым способом;

управление проблемами - обеспечение минимизации потерь для пользователей ГИСП путем проактивного анализа и определения причин инцидентов, а также минимизации влияния тех инцидентов, которые не могут быть предотвращены;

управление непрерывностью предоставления информационных сервисов - предоставление сервисов с требуемым уровнем качества в любых обстоятельствах за счет снижения рисков до приемлемого уровня и планирования восстановления информационных сервисов;

управление информационной безопасностью - обеспечение соответствия конфиденциальности, целостности и доступности активов, информации, данных и информационных сервисов согласованным потребностям пользователей ГИСП;

управление сервисными активами и конфигурациями - обеспечение контроля над всеми активами, необходимыми для предоставления информационных сервисов;

управление доступностью - обеспечение соответствия информационных сервисов существующим и будущим требованиям пользователей ГИСП в части доступности;

управление мощностями - обеспечение своевременного и эффективного по затратам соответствия мощности информационных сервисов и технологической инфраструктуры требованиям, связанным с мощностью и производительностью;

поддержка и контроль соблюдения регламентов функционирования единого информационного пространства ГИСП.

В рамках аналитической поддержки пользователей ГИСП Центры компетенций должны решать следующие задачи:

сбор, обработка, верификация и хранение входных данных, поступающих от интегрированных структур и организаций;

предоставление в соответствии с регламентом информационного обмена или по запросу результатов обработки первичных отчетных данных во взаимодействующие информационные системы органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и в уполномоченные ими организации;

подготовка регламентированных аналитических отчетов и отчетов по запросам авторизованных пользователей;

консультирование авторизованных пользователей по выбору инструментов, в наибольшей степени отвечающих их потребностям;

разработка новых показателей и аналитических форм и их реализация в системе средствами настраиваемых отчетов;

сценарное моделирование, ситуационный анализ и прогнозирование развития отраслей промышленности;

разработка требований по развитию аналитических инструментов ГИСП с учетом пожеланий пользователей.

В рамках совершенствования ГИСП Центры компетенций должны решать следующие задачи:

мониторинг окружения ГИСП (внешних систем и потенциальных источников информации) и его влияния на функционирование ГИСП;

анализ новых методов и технологий и возможности их использования в ГИСП;

сбор требований по развитию информационных сервисов ГИСП;

обеспечение процессов управления архитектурой ГИСП;

ведение фонда алгоритмов и программ ГИСП;

подготовка предложений по изменениям настоящей Концепции;

разработка новых информационных сервисов и программных комплексов ГИСП в соответствии с настоящей Концепцией;

мероприятия по обеспечению информационной безопасности ГИСП;

подготовка предложений по ежегодной актуализации настоящей Концепции и технико-экономического обоснования мероприятий по совершенствованию ГИСП (при необходимости).".

10. Раздел 7 изложить в следующей редакции:

"7. Ресурсное и организационное обеспечение развития и сопровождения ГИСП

Развитие и сопровождение ГИСП требует осуществления ресурсной поддержки, включая меры финансового, нормативно-методического, информационно-аналитического и кадрового характера.

Меры финансового характера представляют собой бюджетные ассигнования средств федерального бюджета, выделяемые Минпромторгу России. Реализация положений настоящий Концепции должна осуществляться органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий в пределах принятых бюджетных обязательств.

Меры нормативно-методического характера предполагают разработку и принятие нормативно-методических документов, в том числе закрепляющих полномочия участников ГИСП. Также должно быть обеспечено исполнение регламентов и соглашений межведомственного взаимодействия, направленных на развитие и функционирование единого информационного пространства ГИСП, цифрового обмена и консолидации данных промышленности (раздел 3.5 настоящей Концепции).

Меры информационно-аналитического характера предполагают создание и организацию работы межведомственного экспертного сообщества, в задачу которого входит анализ опыта эксплуатации ГИСП и определение принципиальных направлений ее дальнейшего развития.

Меры кадрового характера предполагают в случае необходимости развития Центров компетенции ГИСП мероприятия по комплектованию их штатов квалифицированными специалистами.".

11. В разделе 8:

а) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:

"Укрупненный план мероприятий по развитию ГИСП в 2020 - 2022 годах приведен в Таблице 2. План мероприятий по развитию ГИСП, а также технико-экономическое обоснование мероприятий могут ежегодно актуализироваться и утверждаться оператором.";

б) дополнить абзацем двадцать пятым следующего содержания:

"Основные этапы развития защищенной части ГИСП приведены в разделе 10 настоящей Концепции.";

в) таблицу 2 "План мероприятий по развитию ГИСП в 2019 - 2021 годах" дополнить таблицей следующего содержания:

"

02.

Развитие ГИСП в целях создания и функционирования инфраструктуры, обеспечивающей реализацию проектов цифровой трансформации промышленности в Российской Федерации, в том числе в целях увеличения количества получателей мер поддержки:

02.01

Развитие ГИСП в части создания сервиса "Биржа мощностей предприятий промышленности", "Маркетплейс роботизированных решений", развития группы сервисов, автоматизирующих взаимодействие предприятий с Минпромторгом России в рамках получения льгот, субсидий и мер стимулирования, инструментов сбора и анализа отчетности, предоставляемой субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1604, процедур регистрации и авторизации пользователей.

Февраль 2020

Апрель 2020

- создан прототип сервиса "Маркетплейс роботизированных решений и решений с использованием систем искусственного интеллекта для предприятий промышленности";

- создан прототип сервиса "Биржа мощностей предприятий промышленности";

- создан сервис автоматизации процессов в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 191;

- создан сервис автоматизации процессов в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 239;

- доработаны инструменты сбора и анализа отчетности, предоставляемой субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1604";

- доработан сервис взаимодействия ГИСП с учетными системами предприятий для сбора и анализа отчетности, предоставляемой субъектами деятельности в сфере промышленности;

- доработан сервис регистрации и управления доступом пользователей ГИСП;

- доработана подсистема мониторинга импорта/ экспорта промышленной продукции и технологий;

- доработан сервис получения сведений ФНС России через СМЭВ;

- доработана система мониторинга статистики посещаемости и использования ГИСП;

- доработаны интеграционные механизмы взаимодействия ГИСП с Единой межведомственной информационно-статистической системой.

02.02

Развитие ГИСП в части развития системы управления нормативно-справочной информацией ГИСП, сервиса "Атлас промышленности", сервиса антикризисного мониторинга предприятий, информационного портала ГИСП, системы формирования статистической информации и аналитических сервисов ГИСП.

Апрель 2020

Июль 2020

- доработан сервис "Каталог промышленных предприятий ГИСП";

- доработан сервис "Каталог продукции ГИСП";

- доработаны инструменты взаимодействия с пользователями (пользовательские интерфейсы) ГИСП;

- доработан сервис "Атлас промышленности";

- доработан сервис антикризисного мониторинга предприятий;

- доработаны информационно-аналитические сервисы ГИСП;

- доработана система управления нормативно-справочной информацией ГИСП.

02.03

Проведение реинжиниринга архитектуры ГИСП и разработка стратегии развития ГИСП

Февраль 2020

Январь 2021

- проведен анализ соответствия функционала ГИСП текущим требованиям нормативных, правовых актов;

- проведен анализ реализованной функциональности на соответствие Федеральному закону "О промышленной политике в Российской Федерации", поддержки потребностей субъектов промышленной деятельности, работающих с порталом, практики применения продукта на предприятиях, степени автоматизации процессов;

- разработана стратегия развития ГИСП;

- разработана дорожная карта развития ГИСП.

02.04

Обеспечение безопасности ГИСП как объекта критической информационной инфраструктуры в рамках Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

Апрель 2020

Декабрь 2020

- выполнены работы по поставке лицензий на использование программного обеспечения;

- оказаны услуги в целях обеспечения безопасности государственной информационной системы промышленности как объекта критической информационной инфраструктуры.

02.05

Развитие ГИСП в части создания модуля "Реестр российской радиоэлектронной продукции".

Апрель 2020

Декабрь 2020

- разработан модуль "Реестр российской радиоэлектронной продукции";

- организовано сопровождение реестра российской радиоэлектронной продукции.

02.06

Развитие ГИСП в части разработки методических рекомендаций по определению индекса цифровой трансформации для проведения оценки уровня цифровизации промышленных предприятий в рамках государственной информационной системы промышленности и создания на их основе модуля "Цифровой паспорт промышленного предприятия".

Апрель 2020

Декабрь 2020

- проведено обследование объекта, анализ нормативов и лучших практик

- разработана концепция сервисов модуля ГИСП "Цифровой паспорт промышленного предприятия";

- разработаны методические рекомендации по определению индекса цифровой трансформации, необходимые для проведения оценки уровня цифровизации промышленных предприятий;

- созданы интерактивные дизайн-макеты интерфейсов пользователя сервисов модуля ГИСП "Цифровой паспорт промышленного предприятия" и блок-схемы пользовательских историй;

- разработаны анкеты оценки уровня цифровизации;

- апробированы разработанные методические рекомендации и анкеты с целью подтверждения результатов в части применимости разработанных методических рекомендаций для определения уровня цифровизации промышленных предприятий;

- разработаны сервисы модуля ГИСП "Цифровой паспорт промышленного предприятия".

02.07

Развитие ГИСП в части создания подсистемы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью Минпромторга России и подведомственных организаций и учреждений

Февраль 2020

Январь 2021

- разработана документация на систему и ее части;

- разработана и введена система в эксплуатацию.

".

12. В разделе 9 Таблицу 3 "Ключевые показатели и индикаторы эффективности функционирования и развития ГИСП" изложить в следующей редакции:

"

N

Наименование показателя

Значение

2019 г.

2020 г.

2021 г.

1

Функциональное направление развития ГИСП: "Анализ дисбаланса производства и потребления промышленной продукции"

Социально-экономические эффекты: Повышение внутренней конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг), в том числе продукции агропромышленного комплекса;

Детализирован и обозначен дополнительный спрос на товары собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами отрасли информационных технологий;

Снижена инерционность рыночных инструментов корректировки дисбаланса производства и потребления с акцентом на выполнение мероприятий национальных проектов

1.1.

Индикатор: Уровень информированности промышленных предприятий о существующей и прогнозной потребностях в товарах, работах и услугах

Показатель: Количество отраслей промышленности, статистическое наблюдение за производством и потреблением в которых реализовано с использованием сервисов ГИСП, шт.

2

6

12

1.2

Индикатор: Снижение времени на подготовку межотраслевых балансов производства и потребления продукции

Показатель: Количество отраслей промышленности, в которых реализована возможность построения текущих и прогнозных межотраслевых балансов производства и потребления продукции онлайн, шт.

2

6

12

2

Функциональное направление развития ГИСП: "Кадровое обеспечение отечественного производства"

Социально-экономические эффекты: Обеспечен рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики;

Центры опережающего дополнительного профессионального образования взрослых обеспечены передовыми образовательными технологиями и контентом

2.1

Показатель: Количество сотрудников промышленных предприятий, прошедших обучение или аттестацию с использованием технологии дополненной и виртуальной реальности по работе с высокотехнологичным оборудованием, чел.

100

1 000

10 000

2.2

Показатель: Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, участвующих в мероприятиях по повышению производительности труда с использованием сервисов ГИСП, не менее ед. нарастающим итогом

200

1000

4000

3

Функциональное направление развития ГИСП: "Навигатор инвестора промышленности" Социально-экономический эффект: Повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий промышленности;

Обеспечен рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет привлечения дополнительных инвестиций;

Увеличено количество поддержанных инвестиционных проектов по внедрению НДТ; Созданы инструменты для увеличения численности перспективных исследователей в возрасте до 39 лет

3.1.

Показатель: Размер инвестиций в реальный сектор экономики, привлеченных с использованием сервисов ГИСП, млн руб.

850

10 000

25 000

4

Функциональное направление развития ГИСП: "Цифровизация государственного регулирования промышленности и торговли"

Социально-экономический эффект: Повышение удобства получения государственных услуг и мер поддержки;

Повышение обоснованности предоставления и эффективности использования мер государственной поддержки в инвестиционной деятельности;

Расширение участия предприятий сферы промышленности в программах импортозамещения

4.1

Показатель: Увеличение числа организаций, получивших меры поддержки <1> с использованием сервисов ГИСП

10%

10%

10%

4.2

Показатель: Доля мер поддержки, по которым выбор, получение и контроль достижения показателей эффективности профинансированных проектов осуществляется в электронном виде, от общего числа активных мер поддержки, информация о которых содержится в Навигаторе мер поддержки ГИСП, не менее %

0,1

10

20

5

Функциональное направление развития ГИСП: "Цифровой обмен и консолидация данных промышленности"

Социально-экономический эффект: Увеличена доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных органов власти;

Снижен уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах;

Улучшено качество городской среды по Российской Федерации за счет внедрения передовых технологий

5.1.

Показатель: Количество сервисов, предоставляемых с использованием ГИСП, шт.

165

181

197

5.2

Показатель: Доля предприятий промышленности, использующих электронные сервисы ГИСП, от общего количества промышленных предприятий, не менее %

20

30

40

6

Функциональное направление развития ГИСП: "Промышленная и торговая кооперация"

Социально-экономический эффект: Средние и крупные предприятия выведены на самоокупаемость за счет вовлечения в реализацию национальных программ;

Увеличен объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, продукции машиностроения, продукции агропромышленного комплекса, оказываемых услуг, в том числе медицинских услуг;

Предоставлены дополнительные возможности для экспорта субъектам малого и среднего предпринимательства

6.1.

Показатель: Объем промышленной, торговой кооперации и субконтрактных заказов, осуществляемых с использованием отечественных цифровых технологий и платформенных решений, интегрированных с ГИСП, млрд руб.

500

700

900

6.2

Показатель: Объем экспортных сделок, совершенных с использованием сервисов ГИСП, млрд руб.

100

200

300

6.3

Показатель: Количество видов бизнеса по организации производства промышленной продукции, по которым автоматизирован процесс составления интерактивного бизнес плана, интегрированного с бизнес-навигатором МСП, шт.

1

10

15

7

Базовые показатели

7.1

Показатель: Количество предприятий, имеющих личный кабинет в ГИСП

20 000

35 000

60 000

7.2

Показатель: Количество предприятий, использующих электронные сервисы ГИСП

15 000

25 000

55 000

7.3

Показатель: Количество модернизированных или созданных и интегрированных в ГИСП модулей

10

10

10

--------------------------------

<1> Под мерами поддержки понимаются меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.12.2014 N 488 "О промышленной политике в Российской Федерации".".