<Письмо> Минпромторга России от 20.11.2019 N 82125/20 <О перечне документов на компоненты и оборудование транспортного средства>

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 ноября 2019 г. N 82125/20

Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России рассмотрел письмо и в части касающейся сообщает.

1. Техническая документация - документация, содержащая технические характеристики продукции, а также требования для непосредственного использования при проектировании, производстве, обращении, эксплуатации, утилизации продукции. Соответственно, сопроводительной технической документацией для компонентов и оборудования является техническая документация, прилагаемая изготовителем к своей продукции.

Необходимость предоставления сопроводительной документации заявителем при получении свидетельств о соответствии транспортного средства (далее - ТС) с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - ССКТС) не регламентируется действующей нормативно-технической документацией.

Необходимость наличия сопроводительной технической документации в зависимости от типа устанавливаемых компонентов и оборудования не регламентируется действующей нормативно-технической документацией.

Порядок и необходимость нанесения знака обращения на рынке либо знака официального утверждения на компонентах устанавливается разделом VI технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011).

Одновременно, на транспортные средства могут устанавливаться компоненты, прошедшие оценку соответствия до вступления в силу ТР ТС 018/2011 или оценка соответствия которых ТР ТС 018/2011 не предусмотрена.

При этом необходимость нанесения знака обращения на рынке либо знака официального утверждения на компонентах должна проверяться уполномоченной организацией в ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства.

2. Перечень документов на компоненты и оборудование ТС, не входящих в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия, необходимый для получения ССКТС действующей нормативно-технической документацией не установлен.

Перечень документов на компоненты и оборудование ТС, не являющимися объектами технического регулирования согласно Приложения N 1 к ТР ТС 018/2011, необходимый для получения ССКТС действующей нормативно-технической документацией не установлен.

Подтверждение соответствия не требуется для компонентов транспортных средств, не входящих в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011 (Приложение N 1 к ТР ТС 018/2011).

Для компонентов транспортных средств входящих в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011 (Приложение N к 1 ТР ТС 018/2011), должны быть предоставлены документы, подтверждающие проведение оценки соответствия требованиям ТР ТС 018/2011 (сертификат соответствия или декларация о соответствии) или требованиям, действующим до вступления в силу ТР ТС 018/2011.

Установка на транспортные средства компонентов и оборудования в случае подтверждения их соответствия требованиям других технических регламентов, а также в случае отсутствия какого-либо подтверждения их соответствия требованиям других технических регламентов, возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям ТР ТС 018/2011.

При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 6 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

3. Проставки, устанавливаемые для увеличения дорожного просвета (лифт кузова) являются компонентами транспортного средства, их установка возможна при условии, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям ТР ТС 018/2011. Предельная высота проставок и максимальное значение, на которое может быть произведен лифт кузова, зависит от технических характеристик ТС и может быть определена только для каждого конкретного автомобиля по результатам расчетов или испытаний данного транспортного средства.

Наличие изменений в конструкции рулевого управления при установке проставок зависит от величины проставок и конструкции конкретного транспортного средства. При этом, в случае внесения изменений в конструкцию рулевого управления, возможность или невозможность таких изменений должна быть отражена в Заключении предварительной технической экспертизы ТС на предмет возможности внесения изменений, а в Протоколе проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями они должны быть отражены и оценены исходя из сохранения его соответствия требованиям ТР ТС 018/2011.

Необходимость предъявления каких-либо документов определяется применительно к каждому конкретному случаю установки указанных проставок.

Проставки, как отдельный компонент, не входят в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (Приложение N 1 к ТР ТС 018/2011). Однако, после их установки транспортное средство должно соответствовать требованиям, установленным ТР ТС 018/2011.

Так как проставки не являются объектом технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, а также других технических регламентов, оценка соответствия по отношению к ним, как к отдельным компонентам, не проводится и, соответственно, не имеет формы подтверждения. Также маркировка проставок знаком обращения на рынке не производится.

4. Определение термина "компоненты, бывшие в употреблении" в нормативно-технической документации отсутствует.

Методы отнесения компонента, к категории "бывшего в употреблении" в нормативно-технической документации отсутствуют.

Необходимость установления в составе какого типа транспортного средства была проведена оценка соответствия компонента зависит от типа компонента и вида внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Необходимость наличия документов на данные компоненты при оформлении ССКТС зависит от типа компонента и вида внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Компоненты, бывшие в употреблении, и официально выпущенные в обращение на территории стран Евразийского экономического союза могут быть маркированы в соответствии с требованиями ТР ТС 018/2011.

Возможность установки на транспортное средство бывших в употреблении компонентов, которые не одобрялись в составе транспортного средства и не выпускались заводом-изготовителем транспортного средства для конкретного типа транспортных средств, зависит от типа компонента и вида внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

5. Установка на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, специального несъемного оборудования с изменением типа и назначения транспортного средства в специальные или специализированные (например, бортовой автомобиль в автоэвакуатор, коммунальный автомобиль и т.д.) возможна вне зависимости от того, выпускал ли завод-изготовитель аналогичные транспортные средства. При этом данное внесение изменений должно быть оформлено в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС.

6. Устанавливаемые на транспортные средства компоненты, в том числе тягово-сцепное устройство (ТСУ), должны соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011, в том числе в отношении маркировки. ТСУ должно маркироваться в соответствии с требованиями Правил ООН N 55.

Решение об отказе в выдаче ССКТС принимается сотрудником Госавтоинспекции.

Необходимость предоставления заявителем для оформления ССКТС технической документации на ТСУ в нормативно-технической документации не указана.

7. Установка ТСУ на транспортное средство в случае, если в Одобрении типа транспортного средства указано "буксировка прицепа не предусмотрена", является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.

8. Установка лебедок и холодильно-обогревательного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Возможность данной установки и соответствие данного оборудования другим техническим регламентам рассматриваются аккредитованной испытательной лабораторией в соответствии с действующим порядком внесения изменений в конструкцию ТС.

Для получения ССКТС заявитель должен предоставить документацию, подтверждающую соответствие транспортного средства, после внесения изменений в конструкцию, требованиям безопасности.

Данное оборудование должно соответствовать требованиям технических регламентов, распространяющихся на данную продукцию.

Данное оборудование, в случае если оно было официально выпущено в обращение на территории таможенного союза, должно быть маркировано единым знаком обращения на рынке в соответствии с пунктом 6 Приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

В связи с тем, что лебедки и холодильно-обогревательное оборудование не входит в число компонентов, подлежащих обязательной оценке соответствия, подтверждение оценки соответствия для данных компонентов, при внесении изменений в конструкцию ТС, в составе типа транспортного средства не требуется.

9. Положения пункта 3 приложения N 5 к ТР ТС 018/2011 применяются при оформлении Одобрения типа транспортного средства или Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и не применяются в отношении ТС, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

10. При установке на транспортное средство колес, размерности не предусмотренной заводом-изготовителем, безопасность транспортного средства с такими изменениями должна быть подтверждена протоколом испытаний на устойчивость, управляемость (ГОСТ 31507-2012), тормозные характеристики (Правила ООН N 13) и показания спидометра (Правила ООН N 39).

Шины, устанавливаемые на транспортное средство, должны соответствовать категории скорости, указанной в Одобрении типа транспортного средства.

11. Установка на транспортное средство двигателя, в отношении которого не была произведена оценка соответствия в составе данного типа ТС возможна, при этом соответствие экологического класса автомобиля, а также мощность двигателя должны быть подтверждены на основании протоколов испытаний, проведенных в испытательной лаборатории, аккредитованной на данный вид испытаний.

Подтверждение мощности и соответствия экологическому классу контрактных двигателей, в случае внесения изменений в конструкцию ТС, может быть подтверждено на основании протоколов испытаний, проведенных в испытательной лаборатории, аккредитованной на данный вид испытаний.

12. При внесении изменений в конструкцию ТС, связанного с установкой самосвальных и бортовых кузовов, цистерн, кузовов (в том числе контейнеров), тента необходимо предоставление документации, подтверждающей соответствие транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности. Перечень документов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 413.

13. При внесении изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе категорий М2 и М3, связанных с установкой газобаллонного оборудования, должны выполняться требования пункта 8 приложения N 9 к ТР ТС 018/2011.

14. В случае установки на транспортное средство усиленных бамперов, металлических порогов, защиты бампера, шноркеля, экспедиционного багажника, лестницы, калитки для крепления запасного колеса должны выполняться требования ТР ТС 018/2011 и должна предоставляться документация, подтверждающая соответствие транспортного средства требованиям ТР ТС 018/2011.

Для компонентов транспортного средства, являющихся объектами технического регулирования, в соответствии с приложением N 1 к ТР ТС 018/2011 необходимо наличие сертификата соответствия требованиям ТР ТС 018/2011.

15. Установка на транспортное средство металлической конструкции, не выступающей за линию бампера возможно, при условии, что транспортное средство после внесения изменений в конструкцию будет соответствовать требованиям ТР ТС 018/2011.

16. Установка на транспортное средство легкосъемных компонентов, таких как крышка грузового отсека для пикапа, багажник на крышу автомобиля не требует получения ССКТС в случае, если данные компоненты являются легкосъемными, установлены в соответствии с инструкцией по установке или эксплуатации компонента, и возможность их использования отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.

17. Требования к заполнению и содержанию заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства содержатся в ГОСТ 33995-2016.

Заместитель директора

Департамента автомобильной

промышленности и железнодорожного

машиностроения

Т.Г.ПАРСАДАНЯН