Срок действия документа ограничен 1 марта 2030 года.

II. Категории внутренних водных путей, перечень судовых ходов, сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений

II. Категории внутренних водных путей, перечень судовых

ходов, сроки работы средств навигационного оборудования

и судоходных гидротехнических сооружений

6. Категории внутренних водных путей, определяющие для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений, устанавливаются Росморречфлотом <5> в соответствии с пунктами 7 - 33 настоящих Правил.

--------------------------------

<5> Пункт 2 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 11, N 27, ст. 4300).

7. По условиям обеспечения безопасности судоходства должны устанавливаться следующие категории внутренних водных путей:

1) водные пути с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой (далее - первая категория);

2) водные пути с гарантированными габаритами и светоотражающей обстановкой (далее - вторая категория);

3) водные пути с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой (далее - третья категория);

4) водные пути с освещаемой обстановкой без гарантированных габаритов (далее - четвертая категория);

5) водные пути со светоотражающей обстановкой без гарантированных габаритов (далее - пятая категория);

6) водные пути с неосвещаемой обстановкой без гарантированных габаритов (далее - шестая категория);

7) водные пути без навигационного ограждения и гарантированных габаритов (далее - седьмая категория) <6>.

--------------------------------

<6> Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N 1295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7086).

8. При установлении категорий не допускается их качественное снижение ниже по течению, как по габаритам судовых ходов, так и по средствам навигационного оборудования.

9. Гарантированные габариты судовых ходов <7> должны устанавливаться на участках внутренних водных путей, на которых возможно определение проектных уровней воды по гидрологическим (водомерным) постам при продолжительности навигации более 30 суток:

--------------------------------

<7> ГОСТ 23903-79. "Государственный стандарт Союза ССР. Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 21 ноября 1979 г. N 4444; М. Издательство стандартов, 1980).

на судоходных каналах и (или) шлюзованных системах;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется судоходство между смежными бассейнами внутренних водных путей;

на участках внутренних водных путей, через которые осуществляется выход во внутренние морские воды;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на социально значимых транспортных маршрутах;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на судах, следующих по расписанию;

на участках внутренних водных путей, по которым обеспечивается завоз топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемый в рамках государственных закупок, в населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к речным портам, судостроительным и судоремонтным предприятиям, убежищам, укрытиям и пунктам отстоя флота;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к причалам общего пользования;

на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов при строительстве крупных промышленных объектов.

10. Участки внутренних водных путей, не указанные в пункте 9 настоящих Правил, содержатся без гарантированных габаритов судовых ходов.

11. Сформированный на основании перечня внутренних водных путей Российской Федерации <8> перечень судовых ходов должен актуализироваться ежегодно до начала навигационного периода.

--------------------------------

<8> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5130; 2020, N 5, ст. 574).

В перечне судовых ходов указывается наименование внутреннего водного пути Российской Федерации, на котором расположен судовой ход, его верхняя и нижняя граница и протяженность в километрах, категории средств навигационного оборудования и сроки их работы.

12. Перечень судовых ходов на внутренних водных путях устанавливается в километрах:

на реках Нева, Свирь, Шексна, Волга, Москва, Кама, Белая, Дон (ниже Цимлянского водохранилища), а также на Онежском и Ладожском озерах, Рыбинском, Горьковском, Иваньковском, Угличском, Чебоксарском, Куйбышевском, Саратовском, Волгоградском, Камском, Боткинском, Нижнекамском и Цимлянском водохранилищах, на Беломорско-Балтийском, Волго-Балтийском, Волго-Донском судоходных каналах и на канале имени Москвы - от нулевого километра в точке с географическими координатами 55°41'40,4" северной широты и 37°42'08,1" западной долготы;

на остальных реках от их устья или от нижней границы, указанной в перечне внутренних водных путей Российской Федерации <9>;

--------------------------------

<9> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р "Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5130; 2020, N 5, ст. 574).

на озере Байкал и на реке Ангара до Усть-Илимского гидроузла от Иркутского гидроузла;

на дополнительных судовых ходах, подходах к портам, причалам, убежищам от точки пересечения с основным судовым ходом.

13. На внутренних водных путях со свободным течением воды установленные габариты судовых ходов не должны ухудшать гидрологический режим <10> поверхностных водных объектов.

--------------------------------

<10> ГОСТ 19179-73. "Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1973 г. N 2394; М. Издательство стандартов, 1988).

14. На внутренних водных путях устанавливаются следующие гарантированные габариты судовых ходов, измеряемые в метрах:

глубина;

ширина;

радиус закругления.

15. Гарантированная глубина судового хода устанавливается по всей ширине судового хода с учетом осадки эксплуатируемых и (или) планируемых к эксплуатации судов на участках внутренних водных путей, а также минимальных запасов по глубине (минимальных запасов воды под днищем судна) в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации <11>.

--------------------------------

<11> Приказ Минтранса России от 19 января 2018 г. N 19 "Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям" (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).

16. Гарантированная ширина судового хода с установленной гарантированной глубиной при одностороннем движении судов (составов) определяется с учетом максимальной ширины и длины эксплуатируемых на участке судов, при их наибольшей осадке, или плотов, а также бокового воздействия ветра и течения, с учетом безопасного расстояния между судами (составами) и кромками судового хода, кривизны русла и радиуса закругления судового хода.

При двухстороннем движении судов гарантированная ширина судового хода увеличивается в два раза с учетом безопасного расстояния между расходящимися судами (плотами).

17. Радиус закругления должен быть определен по оси судового хода.

Радиус закругления на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется движение толкаемых составов, должен составлять не менее трех длин этих составов.

Радиус закругления на участках внутренних водных путей, по которым осуществляется буксировка объектов на буксирном тросе, должен составлять не менее пяти длин этих буксирных составов.

18. На судоходных каналах габариты судовых ходов устанавливаются в соответствии с проектной документацией этих каналов.

19. Гарантированные габариты судовых ходов на внутренних водных путях арктических рек должны устанавливаться до и после проведения дноуглубительных работ.

20. Габариты судового хода к портам и причалам должны соответствовать размерениям судов, указанным в паспорте сооружения, и обеспечивать безопасный подход и отход судов, а также безопасность их стоянки.

21. На озерах Онежское, Ладожское, Байкал, в Куршском заливе и Обско-Тазовской губе устанавливаются судоходные трассы с указанием минимальных глубин по ним.

22. Гарантированные габариты судовых ходов устанавливаются от проектных уровней воды по опорным гидрологическим (водомерным) постам (далее - проектные уровни воды) <12> в Балтийской системе высот 1977 года <13>.

--------------------------------

<12> ГОСТ 19179-73. "Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1973 г. N 2394; М. Издательство стандартов, 1988).

<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 1240 "Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6907).

23. На водохранилищах и судоходных каналах (зарегулированные участки внутренних водных путей) проектный уровень воды устанавливается в соответствии с минимальным навигационным уровнем воды, определенным правилами использования водохранилищ <14>.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2247).

24. В зоне переменного подпора водохранилища проектный уровень воды определяется по заданной обеспеченности <15> до границы с участком, на котором отметка проектного уровня воды совпадает с отметкой уровня навигационной сработки.

--------------------------------

<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2247).

25. В нижнем бьефе гидроузлов за проектный уровень воды принимается минимальный из низших суточных уровней по данным мониторинга Росгидромета <16> за уровнями воды на водомерных постах (за последние пятнадцать лет), расположенных в зоне влияния суточного регулирования.

--------------------------------

<16> Подпункт 5.4.5 пункта 5 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2008, N 22, ст. 2581).

26. На участках внутренних водных путей со свободным течением воды за проектный уровень воды принимается условный низкий уровень воды с заданной обеспеченностью.

27. Гарантированные глубины судовых ходов на устьевых участках внутренних водных путей устанавливаются от нулевой отметки моря без учета ветровых сгонно-нагонных и приливно-отливных явлений.

28. На участках внутренних водных путей, исходя из средней интенсивности судоходства на участке внутреннего водного пути за навигацию предшествующего периода, устанавливаются следующие средства навигационного оборудования:

освещаемая обстановка;

светоотражающая обстановка;

неосвещаемая обстановка.

29. Освещаемые средства навигационного оборудования устанавливаются:

на участках внутренних водных путей, по которым в сутки проходит в обоих направлениях 10 и более судов (составов), в том числе 6 и более судов в темное время суток, и (или) осуществляется регулярное движение пассажирских судов, следующих по расписанию или по которым проходят маршруты перевозок пассажиров в темное время суток продолжительностью более чем 24 часа;

на участках внутренних водных путей (от устья до первого пункта погрузки (выгрузки) грузов), по которым обеспечивается завоз для муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

30. Светоотражающая навигационная обстановка должна устанавливаться на участках внутренних водных путей, по которым в сутки проходит в обоих направлениях более 10 судов (составов), а в темное время суток проходит в обоих направлениях не более 5 судов (составов).

31. Неосвещаемая навигационная обстановка должна устанавливаться на участках внутренних водных путей, по которым в сутки проходит в обоих направлениях менее 10 судов (составов).

32. Сроки работы средств навигационного оборудования на участках внутреннего водного пути (далее - навигационный период), а также на подходах к причалам общего пользования должны устанавливаться по среднестатистическим датам льдообразования и очищения внутренних водных путей ото льда за последние пятнадцать лет с учетом времени проведения траления судового хода и постановки всех плавучих средств навигационного оборудования.

Дата начала и окончания работы средств навигационного оборудования уточняется в соответствии с прогнозом погоды, организацию составления которого осуществляет Росгидромет <17>.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Правительства РФ N 372 от 23.07.2004, а не от 23.04.2004.

--------------------------------

<17> Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2018, N 37, ст. 5763).

На быстромелеющих реках сроки работы средств навигационной обстановки устанавливаются в соответствии с определенными за последние пятнадцать лет датами наступления минимальных меженных уровней воды, при которых фактические глубины на судовом ходу становятся менее осадки эксплуатируемых судов с учетом минимальных запасов по глубине.

33. Сроки работы судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются с учетом сроков работы средств навигационного оборудования в бассейне внутренних водных путей, а также с учетом сроков работы СГТС.