Мировые рынки нефти и нефтепродуктов

Прогнозируется замедление роста мирового спроса на нефть после 2025 года с возможным достижением пика спроса ранее 2030-х годов. Спрос на нефтепродукты будет формироваться под влиянием роста потребления в транспортном секторе при одновременном снижении спроса в бытовом, коммерческом секторах и электроэнергетике.

Развитие технологий добычи нефти (сланцевая нефть, другие трудноизвлекаемые запасы, глубоководные и арктические месторождения) увеличило экономически эффективную ресурсную базу углеводородного сырья и начиная с 2014 года создало избыток предложения нефти на мировом рынке с последующим падением цен. В результате согласованных действий Организации стран - экспортеров нефти, Российской Федерации и других основных экспортеров нефти, не входящих в указанную организацию, в 2017 - 2019 годах рынок удалось сбалансировать по спросу и предложению. Однако ситуация остается неустойчивой, подверженной разного рода угрозам, и может потребовать продолжения скоординированных мер экспортеров.

В среднесрочной перспективе уровень нефтяных цен будет определяться целым рядом факторов - общеэкономических (в том числе темпы роста мировой экономики, ситуация на финансовых рынках, уровень безубыточности разработки сланцевой нефти в Соединенных Штатах Америки и других странах), политических и социальных (в том числе пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и аналогичные явления). Однако ускоренная отработка наиболее эффективных запасов и снижение инвестиций в геологоразведку и в нефтегазовые проекты в различных регионах мира создадут предпосылки для снижения предложения нефтяного сырья после 2020 года, которое потребует интенсивных инвестиций в шельфовые и другие дорогостоящие проекты и может привести к началу нового цикла роста цен.

В прогнозном периоде ожидается рост спроса на моторные топлива (автомобильные бензины, дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей) с одновременным снижением потребления мазута и прочих темных нефтепродуктов, в особенности в странах Европы, в качестве топлива для электростанций и судов. При этом прирост потребности в использовании моторных топлив на транспорте, обусловленный в первую очередь развивающимися странами мира, во многом компенсируется ростом энергетической эффективности транспортных средств, а также межтопливной конкуренцией, в первую очередь с набирающими популярность электромобилями и газомоторным топливом.

Прирост мощностей первичной переработки ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе прежде всего за счет вводов новых нефтеперерабатывающих заводов на территории Китайской Народной Республики и Республики Индии, что будет способствовать усилению конкуренции на рынках нефтепродуктов. Некоторый рост первичной переработки ожидается в странах Африки, где строительство нефтеперерабатывающих заводов может стать альтернативой наращиванию импорта высококачественных нефтепродуктов из других регионов. В Европе и Северной Америке объемы первичной переработки будут снижаться из-за низкой маржи.