В дополнение к данному документу направлено письмо Минпросвещения России от 03.06.2021 N АК-491/07.

<Письмо> Минпросвещения России от 19.05.2020 N ДГ-493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07

О ПРОВЕДЕНИИ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Минпросвещения России в связи с многочисленными обращениями о порядке проведения итоговой аттестации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сообщает.

Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) установлено, что содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяется адаптированной образовательной программой.

Адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 - 4 классов разрабатываются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599) и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью вступил в силу с 1 сентября 2016 г.

Он устанавливает сроки освоения адаптированной образовательной программы 9 - 13 лет и требования к результатам ее освоения.

Так, итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме двух испытаний; первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) освоения адаптированной образовательной программы - (специального индивидуального плана развития - СИПР) является достижение обучающимися результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.

Однако обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г., получают образование в соответствии с программами, по которым были зачислены на обучение. Соответственно норма ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью о проведении итоговой аттестации на указанных обучающихся выпускных классов в настоящее время не распространяется.

Вместе с тем обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г. и с 1 сентября 2016 г., получают идентичное по содержанию образование, по завершении которого им выдается свидетельство об обучении в соответствии с частью 13 статьи 60 Закона об образовании и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145.

На федеральном уровне не установлена обязательность проведения итоговой аттестации для получения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выпускных классов свидетельства об обучении.

Выдача указанного свидетельства производится в связи с завершением обучения не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников.

Дополнительно сообщаем, что письмо Минобразования Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 "О рекомендациях о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" действует в части, не противоречащей Закону об образовании, то есть не регламентирует обязательность проведения экзамена по трудовому обучению, если он не предусмотрен образовательной программой, по которой обучающиеся получают образование.

В связи с изложенным считаем целесообразным решение о формах проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в текущем учебном году принять на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленных в образовательные организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, проведение итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.

До этого периода времени считаем целесообразным решение о формах проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также принять на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

В период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) полагаем целесообразным итоговую аттестацию для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отменить.

Также сообщаем, что министерство направляло разъяснения руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования об организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Каганов В.Ш., письмо от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07) и их профессионального обучения (письмо от 11 февраля 2019 г. N 05-108).

Д.Е.ГРИБОВ