См. Временные методические рекомендации по организации работы пунктов пропуска через государственную границу РФ в целях защиты лиц, пересекающих границу, сотрудников государственных контрольных органов, персонала, осуществляющего деятельность на пунктах пропуска в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и поэтапного снятия ограничений, связанных с COVID-19.

Общие сведения

Со времени вступления в силу Международных медико-санитарных правил (2005 г.) (ММСП 2005 г.) в 2007 г. все большее признание получает тот факт, что, в отличие от аэропортов и портов, наземные пункты пропуска часто представляют собой неформальные переходы между двумя странами без физической структуры, барьеров или границ. Кроме того, они играют важную роль в международном распространении болезней. Путешественники и люди, живущие и работающие на границах и вокруг них, особенно уязвимы перед угрозой.

В ММСП 2005 г. подчеркивается важность принятия мер в пунктах въезда <1>, таких как наземные пункты пропуска, для укрепления национального потенциала по предотвращению, обеспечению готовности, выявлению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения. Пункт пропуска означает проход для международного въезда или выезда пассажиров, багажа, грузов, контейнеров, транспортных средств, товаров и почтовых посылок, а также учреждения и сферы деятельности, предоставляющие услуги.

ММСП 2005 г. предусматривают, что страны должны назначать определенные аэропорты и порты в качестве пунктов въезда с "основными возможностями" <2>, но предлагают только определять наземные пункты пропуска "там, где это оправдано соображениями общественного здравоохранения" (статьи 19, 20 и 21). Правила побуждают соседние страны заключать двусторонние/многосторонние соглашения о сотрудничестве в области профилактики и борьбы с инфекционными болезнями и совместно назначать пункты въезда с ключевыми функциями для принятия рутинных мер по профилактике и борьбе с инфекциями, а также для сообщения и реагирования на события, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.

В некоторых странах применяется строгая систематическая проверка в отношении пассажиров, транспортных средств и грузов, проходящих официальные наземные пункты пропуска, в то время как в других допускается относительно свободное пересечение границы, что регулируется двусторонними или региональными соглашениями.

Сообщества, живущие на территории наземных пунктов пропуска и вокруг них, варьируются в зависимости от размера и плотности. Для многих людей, живущих в этих сообществах, трансграничное перемещение представляет собой повседневную необходимость для выполнения работы, для торговли, семейных визитов, обучения, медицинского обслуживания, религиозных мероприятий, развлечений и по ряду других причин. Однако в тех местах, где национальные органы власти не в состоянии полностью контролировать формальные и неформальные наземные пункты пропуска, реализация мер здравоохранения для контроля рисков здоровью населения может быть затруднительна.