Приложение

ВОПРОСЫ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г.

N 410, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 2 АПРЕЛЯ 2020 Г. N 422 И КОММЕНТАРИИ ДЕПАРТАМЕНТА

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Номер

Вопросы кредитных организаций

Ответы Департамента

1.

Одним из самых частых вопросов является перечень сфер и отраслей, которые будут поддерживаться в первую очередь.

В связи с этим просим дать разъяснения по соблюдению со стороны субъектов МСП, отнесенных к наиболее пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслям одновременно 2-х следующих условий:

- Предприятия МСП должны иметь ОКВЭД на 01.04.2020 в числе разрешенных видов деятельности (как в статусе основного, так и в статусе дополнительного).

- Предприятия МСП должны вести деятельность в рамках указанного ОКВЭД до 01.04.2020 и получать не менее 40 процентов выручки от указанного вида деятельности.

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 (Правила 422), а также Правилами предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410 (Правила 410), не предусмотрено требований к заемщику в части доли выручки, получаемой от осуществления определенного вида деятельности.

Для проверки отнесения клиента к наиболее пострадавшим отраслям и включения в программу согласно Правилам 422 необходимо учитывать:

- для средних и крупных предприятий только основной ОКВЭД;

- для микро и малых учитывается основной и дополнительные ОКВЭД.

2.

В рамках Программы 8,5 при проведении реструктуризации, можем ли мы увеличивать срок кредитного договора, при установлении отсрочки по уплате основного долга и процентов.

максимальный срок кредитования - 3 года для целей пополнения оборотных средств и 10 лет на инвестиционные цели. При проведении реструктуризации с продлением сроков кредитования, которые превышают максимально возможный срок по Программе, Заемщики исключаются из Программы и переходят на коммерческую ставку Банка, что в текущей ситуации может негативно отразиться на финансовом положении Заемщиков и увеличить риск дефолтности субъектов МСП.

При проведении реструктуризации кредитных договоров (соглашений), включенных в Программу 8,5 для сохранения льготной ставки по договору нельзя увеличивать срок договора более предельных сроков, установленных Правилами (10 лет для кредитных соглашений на инвестиционные цели, 3 года для кредитных соглашений на пополнение оборотных средств), но возможно в дополнительном соглашении по реструктуризации предусмотреть возможность пролонгации КД на больший срок по истечении льготного периода.

3.

Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил 410 при предоставлении заемщику права отсрочки платежа по основному долгу процентная ставка по кредитному договору не увеличивается в течение 9 месяцев со дня включения заемщика в реестр заемщиков, если заемщик исполняет свои обязательства в соответствии с подпунктом "д" и (или) обязательства по уплате основного долга в соответствии с новым графиком.

Исполнение данного пункта вступает в противоречие с положениями следующих подпунктов:

"д", где заемщик платит платежи по пониженной ставке в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период, т.е. заемщику устанавливается льготная ставка не на 6 месяцев или менее, а фактически на 9 месяцев. В свою очередь, кредитор получает субсидию только в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. "з", где получатель субсидии не взимает с заемщика часть платежей по начисленным процентам в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 67 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период.

При этом со стороны Банка невзимание 33 процентов объема платежей может происходить только с понижением процентной ставки на эту величину.

В связи с этим просим пересмотреть положения подпункта "е" и предоставить кредитору возможность поднять ставку заемщику по истечении льготного периода до ставки по кредитному договору, установленную до начала действия льготного периода.

Просьба уточнить на следующем примере:

у клиента ставка 10%. Клиент обратился за реструктуризацией 10.04.

13.04 Банк снизил ставку до 6,6%, 25.04 клиент включен в Программу.

Просьба подтвердить, что по окончании льготного периода, ставка может быть увеличена на уровень не более ставки, действовавшей ДО включения в программу (на дату заключения дополнительного соглашения). Т.е. не более 10% в указанном примере.

Согласно условиям Правил 410 процентная ставка по кредитному договору (соглашения) не может увеличиваться на уровень выше, чем на момент включения в Программу.

Таким образом, возможно увеличение ставки кредитования до уровня не выше действовавшего до включения кредитного договора в Программу.

4

Подпункт "д" пункта 7 говорит о том, что заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. Правильно ли мы понимаем, независимо от того, что в Программе зафиксирована дата 01.04.2020, то если заемщик обратился для участия в программе в июне 2020 года и был включен в реестр 15.06.2020, он получает право на уплату 33% от суммы процентов начиная с даты включения заемщика в реестр по 01.10.2020.

Также просим дополнительно разъяснить, возможно ли для облегчения нагрузки на заемщика осуществить перенос платежей процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов, не в основной долг, а в качестве отложенных процентов на иные платежи.

Просьба уточнить, с какой конкретной даты начинается действие льготного периода.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 575 утверждены изменения в Правила 410 и Правила 422.

В частности, введено понятие "период предоставления отсрочки", который не должен превышать 6 месяцев и не должен заканчиваться позже 31 декабря 2020 года.

Действие периода предоставления отсрочки начинается с даты заключения дополнительного соглашения к кредитному соглашению (договору), соответствующая дата указывается в реестре кредитных соглашений (договоров).

5.

В Правилах не определены условия, при которых у Банка есть возможность исключить заемщика из реестра субсидирования согласно Правилам.

Правильно ли мы понимаем, что заемщик не подлежит исключению из реестра субсидирования, даже если у него возникла просроченная задолженность по уплате процентов по пониженной ставке, нарушены условия в части возврата заемных средств.

Пунктом 7 Правил 422, определены условия для предоставления субсидии. При этом в соответствии с пунктом 24 Правил, в случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета.

Наличие просроченной задолженности по уплате процентов по пониженной ставке, нарушение условий в части возврата заемных средств Заемщиком не являются нарушениями условий для предоставления субсидии.

6.

Порядок уплаты заемщиком процентных платежей в соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил 410 заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период.

Правильно ли мы понимаем, что с целью корректного ведения бухгалтерского учета Банк вправе заключить дополнительное соглашение об установлении на льготный период процентной ставки равной 1/3 процентной ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения. При этом размер субсидии от Минэкономразвития России будет рассчитываться как 34% от размера ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, умноженной на остаток ссудной задолженности на аналогичную дату.

Просьба уточнить.

На время действия льготного периода Банк снижает процентную ставку. Так требуют Правила бухгалтерского и налогового учета. Просьба подтвердить, что размер субсидии в этом случае будет рассчитан, как 34% от ставки до вступления в программу и до начала действия льготного периода.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил 410 заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом, Правилами не определен механизм обеспечения выполнения указанного условия.

Размер субсидии в данном случае будет рассчитан, как 34% от ставки до вступления в программу и до начала действия льготного периода.

7.

Одним из критериев соответствия Заемщиков указанным ПП N 422 является заключение кредитного договора с конечной ставкой 0 процентов годовых на период субсидирования, но не позднее 31 декабря 2020 года. При этом период субсидирования ограничивается 6 месяцами, но не позднее 31 декабря 2020 года.

При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, будет ли изменяться логика расчета максимальной суммы кредита, так как период субсидирования будет уже не шесть, а четыре месяца или же расчет производится всегда исходя из шестимесячного периода независимо от даты заключения кредитного договора.

Просьба подтвердить, что при обращении клиента в сентябре 2020 г. для расчета максимальной суммы кредита берется 6 месяцев.

При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, срок кредита устанавливается до 1 года, при этом ставка 0% устанавливается до 30 ноября 2020 года, в связи с тем, что последняя субсидия в текущем финансовом году будет оплачена за ноябрь месяц.

Актуальная редакция Правил 422 предполагает, что при обращении клиента в сентябре 2020 г. для расчета максимальной суммы кредита берется 6 месяцев.

При этом льготный период, период субсидирования устанавливается до 30.11.2020.

8.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил для субъектов МСП категории Малый и микро бизнес.

При проверке сведений о численности Банку необходимо дополнительно проводить сверку по численности в соответствии с реестром МСП.

При превышении численности 100 человек Банк отказывает клиенту в продукте. В соответствии с 209-ФЗ численность для малых предприятий определена на уровне не более 100 человек. Просьба уточнить, в части численности, принимаемой в расчет при определении суммы кредита. При наличии заемщика в реестре МСП банк рассчитывает сумму кредита от его актуальной численности по данным ПФР либо ФНС, даже если эта численность превышает 100 человек.

Заемщик должен соответствовать условиям предоставления субсидии, предусмотренными Правилами 422 и 410, по сведениям, размещенным в Едином реестре субъектов МСП.

При наличии заемщика в Едином реестре субъектов МСП, банк рассчитывает сумму кредита от его актуальной численности по данным ПФР либо ФНС.

9.

Исходя из того, что согласно ПП 422 сумма определяется исходя из 6-месячного периода, верно мы понимаем, что Клиент может использовать любой из вариантов и осуществлять выборку:

- в течение 6 мес., при этом Банк устанавливает график выборки кредитных средств в размере одной шестой части от рассчитанной суммы кредита,

- кредитных средств без ограничений по выдаваемым суммам в рамках лимита, в т.ч. в размере максимальной суммы кредита в один день.

Заемщик может использовать любой из указанных вариантов.