II. Субсидии и преференции: вопросы влияния на конкуренцию

1. О предоставлении субсидий некоммерческим организациям: субсидирование автономных некоммерческих организаций, фондов.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям в случае, если они ведут предпринимательскую деятельность и, следовательно, являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции, может содержать признаки ограничения конкуренции и может рассматриваться антимонопольным органом как предоставление преимуществ, в том числе при предоставлении им преференций.

Таким образом, законность действий органа власти, предоставляющего такую преференцию, должна проверяться на соответствие требованиям статьи 15 и главы 5 Закона о защите конкуренции (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2017 N Ф03-3374/2017 по делу N А24-3/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.10.2017 N Ф03-3260/2017 по делу N А24-304/2017, а также судебные акты по делам: NN А57-19421/2018, А57-21304/2018, А57-23128/2018, А75-19210/2017, А50-6253/2016, А79-625/2016, А79-5287/2016, А47-5243/2015, N 3а-370/2018 (Ростовский областной суд), N 3а-85/2018 (Верховный Суд Республики Хакасия)).

2. Предоставление органами государственной власти и местного самоуправления преимуществ подведомственным организациям (в т.ч. ГУП и МУП) путем их субсидирования.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).

Подведомственные органам власти и органам местного самоуправления организации (ФГУП, МУП, БУ, АУ) являются в понимании Закона о защите конкуренции хозяйствующими субъектами, следовательно, предоставление им преимуществ путем выделения субсидий может привести к изменению конкурентной среды, соответственно такие действия подлежат оценке на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

При этом субсидирование органами власти созданных ими подведомственных организаций в целях осуществления ими деятельности на конкурентных товарных рынках, связанной с обеспечением государственных или муниципальных нужд, может свидетельствовать о реализации способа ухода от конкурентных процедур, в связи с чем подлежит проверке на предмет установления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2019 N Ф02-2968/2019 по делу N А74-15681/2018, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2019 N Ф06-54484/2019 по делу N А57-23131/2018, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2017 N Ф01-1286/2017 по делу N А82-18073/2015).