2. Меры по поддержке дистанционного обслуживания клиентов

В условиях развития пандемии очень важно, чтобы финансовые сделки проводились преимущественно дистанционно. Это позволит клиентам не посещать офисы, а кредитным организациям - не выводить на работу большое количество сотрудников. Некоторые операции, в частности открытие счета, в настоящее время требуют личного присутствия физического лица. Данное требование может быть смягчено, если целью открытия счета является проведение социально значимых платежей (перечисление алиментов, пенсий, стипендий и т.д.).

Кроме того, в текущих условиях заключение сделок с недвижимостью, в том числе с помощью ипотеки, затруднено, в результате чего граждане часто вынуждены откладывать решение своих жилищных вопросов. Это также негативно влияет на динамику жилищного строительства. При этом ряд находящихся в работе сделок не могут быть завершены, поскольку для заключения сделки ипотечного кредитования требуется присутствие заемщика в офисе для проведения идентификации клиента.

В текущей ситуации кредитным организациям целесообразно смягчить ряд подходов в части идентификации клиентов в целях организации дистанционной работы, в том числе по предоставлению ипотеки. Для поддержания ипотечного кредитования за счет удаленного оформления ипотечных сделок Банк России принял следующие решения:

- На период до 1 июля 2020 года применять в отношении кредитных организаций меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", за допущенные кредитными организациями нарушения требований абзаца третьего пункта 5 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в части запрета открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, только в случае выявления Банком России фактов открытия кредитными организациями таких счетов на основе недостоверных идентификационных сведений.

- Рекомендовать кредитным организациям, в случае если у клиента имеется действительный квалифицированный сертификат, выданный действующим на момент выдачи аккредитованным удостоверяющим центром, повторно не оформлять клиенту квалифицированный сертификат у обслуживающего банка.