Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год.

Влияние бюджетных факторов

Повышение эффективности денежно - кредитной политики во многом зависит от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации, существенный экономический рост и политика строгой экономии государственных расходов привели к заметной стабилизации системы государственных финансов. В ближайшее время важной целью формирования бюджетов является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более медленного экономического роста.

В 2002 году необходимо усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне постепенного ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга все еще является существенным с макроэкономической точки зрения.

В представленном Правительством Российской Федерации проекте основных параметров федерального бюджета на 2002 год его доходы определены в объеме 2125,7 млрд. рублей (19,4% ВВП), расходы - 1947,4 млрд. рублей (17,8% ВВП). Непроцентные расходы с учетом перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет поступлений от единого социального налога запланированы в размере 15,2% ВВП. Осуществление бюджетной политики в среднесрочной перспективе в условиях ограниченности ресурсов для непроцентных расходов потребует принятия мер по их оптимизации, и прежде всего их концентрации на направлениях, обеспечивающих структурные преобразования. Процентные расходы составят в 2002 году 2,6% к ВВП. Правительство подчеркивает, что на 2002 - 2004 годы федеральный бюджет будет планироваться без учета реструктуризации долга Парижскому клубу кредиторов. Значительные расходы по обслуживанию внешнего долга в 2002 году будут формировать дополнительный спрос на иностранную валюту.

Планируемый впервые Правительством Российской Федерации в 2002 году профицит федерального бюджета (1,6% к ВВП) не является основанием для смягчения денежной политики, поскольку достаточно высоким остается уровень инфляции.

Правительство Российской Федерации предусматривает направить профицит федерального бюджета на погашение государственного долга в объеме 68,6 млрд. рублей и на образование в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета финансового резерва в объеме 109,7 млрд. рублей.

Накопление образующихся в результате поступления дополнительных бюджетных доходов средств органов государственного управления на счетах в Банке России с точки зрения влияния на сдерживание инфляции может рассматриваться только как временная мера, имеющая неустойчивый характер.

Для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения цели по инфляции важным является:

- недопущение превышения запланированного уровня непроцентных расходов;

- осуществление равномерного в течение года финансирования расходов бюджетов и использования их бюджетополучателями для исключения краткосрочных всплесков инфляции;

- формирование финансового резерва для поддержания бюджетной ликвидности в перспективе. Финансовый резерв, аккумулирующий дополнительные доходы государства от экспорта в периоды улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, позволит осуществить более значительные предстоящие выплаты по внешнему долгу.

На предстоящие три года прогнозируется сохранение понижательного тренда долга федерального правительства. Политика в отношении внешнего долга будет направлена на ежегодное сокращение его основной суммы, что будет приводить к уменьшению процентных платежей по нему. На внутреннем рынке в следующем году Министерство финансов Российской Федерации в рамках политики рефинансирования долга планирует привлечь несколько больше средств, чем требуется для погашения основной суммы долга. Возможно, это будет способствовать преодолению стагнации на рынке государственных ценных бумаг. В то же время Министерство финансов Российской Федерации не берет на себя достаточных обязательств в ближайшее время расплатиться по погашению долга в иностранной валюте перед Центральным банком Российской Федерации и предусматривает переоформление на рыночных условиях неликвидных государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, лишь в незначительном объеме относительно общей величины этого портфеля.

Таким образом, в целях повышения эффективности проведения денежно - кредитной политики в 2002 году целесообразно осуществление ряда мер в области управления государственным долгом:

- переоформить часть облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом, принадлежащих Банку России на 1 января 2002 года, в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода, соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или досрочно погасить указанные ценные бумаги;

- погасить векселя Минфина России, принадлежащие Банку России, срок выкупа которых наступает в 2002 году, и уплатить по ним проценты;

- погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной валюте, предоставленным Банком России Минфину России, через Внешэкономбанк для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации и уплатить причитающиеся по этим средствам проценты;

- осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа и государственного валютного займа 1999 года.