Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год.

Элементы использования валового внутреннего продукта

Важная роль конечного потребления сектора домашних хозяйств в формировании совокупного спроса, составляющего около половины ВВП, предопределяет возможности дальнейшего роста экономики за счет повышения расходов сектора домашних хозяйств на основе увеличения его доходов. Вследствие сохранения экономической активности и повышения доходов предприятий можно ожидать и в 2002 году возрастания доходов населения и соответственно потребительского спроса.

Поскольку доля оплаты труда в формировании доходов населения составляет более 60%, вопросам ее совершенствования во всех сферах экономики в 2002 году принадлежит важная роль.

Совершенствование в 2002 году оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться за счет повышения заработной платы, которое позволит преодолеть отставание уровня тарифных ставок по оплате работников бюджетной сферы от прожиточного минимума.

Предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2002 год 45,3 млрд. рублей на повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы позволят установить тарифную ставку первого разряда Единой тарифной сетки в размере 450 рублей в месяц и соотношение между крайними разрядами ЕТС - 1:4,5. При этом размеры тарифных ставок бюджетников увеличатся в среднем в 1,9 раза. Повышение в 2002 году минимального размера оплаты труда до 600 рублей в месяц позволит достигнуть соотношения между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом ориентировочно на уровне 40%.

В реальном секторе экономики формирование заработной платы будет осуществляться в рамках многоуровневой системы коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений. Этому будут способствовать принятие Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего развитие социального партнерства, повышение заинтересованности работодателей в принятии соглашений и их выполнении, внедрение рекомендаций по разработке тарифных условий оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики.

В результате реализации намеченных мероприятий, а также роста занятых в экономике прирост реальной начисленной зарплаты может составить 8 - 9%.

Основной задачей в области пенсионного обеспечения является начало реализации с 2002 года программы пенсионной реформы, предусматривающей обеспечение равных прав всех возрастных групп при выходе на пенсию, снятие ограничений с верхней планки заработка, с которого начисляется пенсия, учет всего времени трудовой деятельности, разработку механизма формирования пенсионных накоплений.

При условии 10-процентной индексации пенсионных выплат 2 раза в год реальный рост пенсий в 2002 году составит около 8 - 10% к уровню 2001 года.

Другие социальные выплаты (пособия, стипендии и др.) будут расти более медленными темпами. В итоге прирост социальных трансфертов в реальном выражении в целом может составить в будущем году около 5%.

Динамика прочих денежных доходов населения (предпринимательские доходы, доходы от собственности и др.) в 2002 году будет складываться под влиянием финансовых возможностей предприятий, а также политики процентных ставок в банках, уровень которых в настоящее время остается невысоким. Учитывая низкую склонность населения к организованным сбережениям в банках и вложениям в ценные бумаги при высокой доле потребительских расходов, ускорения темпов роста объемов дивидендов, процентов по вкладам и других доходов от собственности в ближайшей перспективе не ожидается. Прирост прочих реальных денежных доходов населения в 2002 году прогнозируется на уровне 3 - 4%.

Расчеты показывают, что при сохранении структуры образования доходов населения общий прирост реальных денежных доходов населения в 2002 году составит 5 - 6%. Учитывая все еще низкий уровень доходов населения, который сложится в 2002 году (примерно 90% к уровню 1997 года), склонность к сбережениям изменится незначительно. Прогнозируемое при этом увеличение расходов на покупку товаров длительного пользования и недвижимости станет стимулом для развития отечественного производства, роста валового накопления.

В результате реальные расходы населения могут возрасти на 5 - 6% по сравнению с 2001 годом.

Расширение государственных закупок товаров и услуг коллективного и общественного пользования в 2002 году также будет служить фактором увеличения совокупного спроса.

Учитывая, что государственные расходы на закупку товаров и услуг не будут увеличиваться пропорционально росту доходов федерального бюджета, а также тот факт, что увеличение в 2002 году непроцентных расходов федерального бюджета затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств Правительства Российской Федерации перед внешними и внутренними кредиторами, в 2002 году расходы расширенного правительства непосредственно не будут играть роль значимого фактора экономического роста.

В 2002 году рост инвестиций в основной капитал сохранит свое позитивное воздействие на формирование совокупного спроса в экономике.

Ресурсной базой роста инвестиций в 2002 году могут служить валовые сбережения, норма которых составляет примерно треть ВВП. Условием поддержания в 2002 году высоких темпов роста инвестиций в рамках стабилизации или даже некоторого снижения нормы валовых сбережений может служить сокращение чистого оттока частного капитала. С учетом ожидаемого упрощения налоговой системы, повышения прозрачности финансового положения предприятий и улучшения делового климата в 2002 году можно ожидать снижения объемов вывоза частного капитала за рубеж. В этих условиях более полная мобилизация валовых сбережений позволит увеличить инвестиции в основной капитал и будет способствовать не только усилению роли инвестиций в увеличении спроса в 2002 году, но и расширению возможностей для технологического обновления основных производственных фондов, производства конкурентоспособной продукции, повышению загрузки производственных мощностей, росту производительности труда. Расширению ресурсной основы для наращивания инвестиций в производство в 2002 году будет способствовать также финансовое состояние предприятий.

Важную роль в активизации инвестиционной деятельности будет играть реализация правовых, структурных и институциональных преобразований в экономике. Планируемые и реализуемые меры по снижению налога на прибыль с 35 до 24% будут способствовать существенному улучшению инвестиционного климата. Планируемое дальнейшее снижение социального налога с 36,5 до 30% также окажет позитивное влияние на рост спроса на инвестиционные товары. Принятие во втором чтении Земельного кодекса Российской Федерации приведет к возрастанию залоговой стоимости предприятий и позитивно скажется на притоке отечественных и иностранных инвестиций.

Финансирование инвестиций в основной капитал будет осуществляться, как и прежде, преимущественно за счет собственных средств предприятий. Расчеты показывают, что с учетом производственных и финансовых показателей предприятий и организаций, а также принимаемых мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечению иностранных инвестиций в 2002 году и сокращению оттока частного капитала общий прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования может составить 6 - 8%.

Сохраняющаяся в 2002 году неопределенность конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и динамики цен на основные товары российского экспорта скажется на уменьшении экспорта по сравнению с 2001 годом. С учетом роста импорта в 2002 году можно ожидать снижения доли чистого экспорта в структуре использования ВВП.

По оценкам, в 2002 году товарный экспорт относительно уровня текущего года снизится, экспорт услуг возрастет. Ожидается, что будет увеличиваться экспорт туристических услуг, связанный как с предпринимаемыми в стране мерами по развитию туристической инфраструктуры, так и с относительно более благоприятной, чем в предыдущие годы, обстановкой в стране для привлечения иностранных туристов. Рост транспортных услуг будет обусловлен в первую очередь расширением услуг трубопроводного транспорта.

В 2002 году тенденция к увеличению импорта сохранится, поскольку спрос на импортные товары повысится как со стороны растущего производства, так и со стороны населения. Растущий спрос на импортные услуги во многом будет обусловлен спросом населения на туристические услуги (по данным платежного баланса, они устойчиво составляют около половины от всего импорта услуг). По прогнозам, возросший спрос предприятий и населения на импортные товары и услуги, в том числе на более дорогие и качественные, приведет к росту импорта товаров и импорта услуг.

В результате в 2002 году уменьшение активного сальдо товаров и услуг вызовет снижение профицита счета текущих операций платежного баланса примерно на четверть по сравнению с 2001 годом. По оценкам, чистый экспорт по сравнению с 2001 годом в сопоставимых ценах может снизиться.

Расчеты показывают, что с учетом динамики основных элементов конечного спроса темп прироста валового внутреннего продукта в 2002 году может составить 3,5 - 4,5%.