1.
|
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
|
|
|
|
|
|
|
Все испытания с одним неработающим двигателем, представленные в данном разделе, применимы только к многодвигательным вертолетам
|
1.a
|
Оценка работы двигателя
|
|
1) Действия по запуску/запуск:
|
|
i) Запуск и разгон двигателя(ей) (неустановившийся режим)
|
Время от нажатия кнопки запуска до начала раскрутки ротора двигателя
|
На земле.
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Изменения параметров по времени для каждого двигателя с момента запуска до выхода на установившийся режим малого газа и с выхода с установившегося режима малого газа до режима с номинальной частотой вращения НВ.
|
Тормоз НВ выключен или включен (если применимо)
|
+/- 10% или +/- 1 с
|
крутящий момент +/- 5%
|
|
|
|
|
|
|
Для многодвигательного вертолета испытание должно представлять собой запуск двух двигателей последовательно
|
частота вращения НВ +/- 3%
|
число оборотов турбокомпрессора +/- 5%
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные значения допусков должны применяться только в пределах рабочих диапазонов датчиков измерения параметров двигателя
|
частота вращения силовой турбины +/- 5%
|
температура газов в турбине +/- 30 °C
|
ii) Установившийся режим малого газа и режим с номинальной частотой вращения в оборотах в минуту
|
Для уровня адекватности S:
|
На земле
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Данные должны быть представлены как для установившегося режима малого газа, так и для режима с номинальной частотой вращения НВ. Может быть представлен вектор мгновенного состояния.
|
крутящий момент +/- 3%
|
частота вращения НВ +/- 1,5%
|
частота вращения турбокомпрессора +/- 2%
|
частота вращения силовой турбины +/- 2%
|
температура газа в турбине +/- 20 °C
|
|
Для уровней адекватности G и R:
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
крутящий момент +/- 3%
|
частота вращения НВ +/- 1,5%
|
2) Балансировка частоты вращения силовой турбины
|
10% от полного изменения частоты вращения силовой турбины или +/- 1,5% от частоты вращения НВ
|
На земле
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Изменения по времени характеристик двигателя как реакция на включение системы балансировки (в обоих направлениях)
|
3) Регулирование частоты вращения двигателя и НВ
|
Крутящий момент +/- 5%
Частота вращения НВ +/- 1,5%
|
Набор высоты и снижение
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Входные воздействия на общий шаг. Испытания таких воздействий могут проводиться на режимах набора высоты и снижения
|
Требуется проведение двух испытаний:
одно испытание, демонстрирующее увеличение общего шага;
одно испытание, демонстрирующее уменьшение общего шага
|
1.b
|
Движение по земле
|
|
1.b
|
1) Изменение угловой скорости разворота в зависимости от перемещения педалей или угла поворота носового колеса
|
Угловая скорость разворота +/- 10% или +/- 2°/с
|
На земле
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Без использования колесного тормоза. Испытание для демонстрации реакции вертолета на управляющие воздействия в обоих направлениях
|
1.b
|
2) Руление
|
Крутящий момент +/- 3%
|
На земле
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Положения рычагов управления во время руления по земле для характерных значений путевой скорости, барометрической высоты и в соответствии с направлением движения
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
положение педалей путевого управления +/- 5%
|
общий шаг НВ +/- 5%
|
1.c
|
Взлет
|
|
|
|
|
|
|
|
Если диапазон скоростей в перечисленных ниже испытаниях составляет менее 74 км/ч (40 узлов), соответствующий допуск по воздушной скорости может применяться как к воздушной скорости, так и к путевой скорости
|
Если относительная высота отсутствует, то может использоваться высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета (далее - абсолютная высота)
|
1.c
|
1) Со всеми работающими двигателями
|
Для уровня адекватности S:
воздушная скорость +/- 5,6 км/ч
(3 уз);
высота +/- 6,1 м (20 фут);
крутящий момент +/- 3%;
частота вращения НВ +/- 1,5%;
угол тангажа 1,5°;
угол крена 2°;
курс 2°;
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%;
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%;
положение педалей путевого управления +/- 10%;
общий шаг НВ +/- 10%
|
Висение
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Изменения параметров по времени траектории набора высоты после взлета для соответствующего моделируемого вертолета и типа тренажера
|
Взлет из режима висения в зоне влияния земли
Данные регистрируются до достижения высоты, как минимум, 61 м (200 фут) над уровнем земли
|
Для уровня адекватности R:
воздушная скорость +/- 5,6 км/ч
(3 уз);
высота +/- 6,1 м (20 фут);
крутящий момент +/- 3%
частота вращения НВ +/- 1.5%;
угол тангажа +/- 2,5°;
угол крена +/- 2°;
курс +/- 2°
|
+
|
+
|
|
|
|
1.c
|
2) Продолженный взлет при отказе одного двигателя
|
Для уровня адекватности S:
воздушная скорость +/- 5,6 км/ч 3 уз);
высота +/- 6,1 м (20 футов);
крутящий момент +/- 3%;
частота вращения НВ +/- 1,5%;
угол тангажа +/- 1,5°;
угол крена +/- 2°;
курс +/- 2°;
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%;
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%;
положение педалей путевого управления +/- 10%;
общий шаг НВ +/- 10%
|
Висение
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Изменения параметров по времени траектории набора высоты после взлета для соответствующего имитируемого вертолета
|
Данные регистрируются до достижения высоты, как минимум, 61 м (200 футов) над уровнем земли
|
|
|
Для уровня адекватности R:
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
воздушная скорость +/- 5,6 км/ч (3 уз)
|
высота +/- 6,1 м (20 футов)
|
крутящий момент +/- 3%
|
частота вращения НВ +/- 1,5%
|
угол тангажа +/- 2,5°
|
угол крена +/- 2°
|
курс +/- 2°
|
1.c
|
3) Прерванный взлет при отказе одного двигателя
|
Для уровня адекватности S: воздушная скорость +/- 5,6 км/ч (3 уз)
|
Висение
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Изменения параметров по времени от точки отрыва до касания земли
Условия испытания при предельных значениях летно-технических характеристик.
Данное испытание соответствует открытой зоне выполнение взлета при отказе одного двигателя до достижения TDP
|
высота +/- 6,1 м (20 футов)
|
крутящий момент +/- 3%
|
частота вращения +/- НВ 1,5%
|
угол тангажа +/- 1,5°
|
угол крена +/- 1,5°
|
курс +/- 2°
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%
|
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%
|
положение педалей путевого управления +/- 10%
|
общий шаг НВ +/- 10%
взлетная дистанция: +/- 7,5% или +/- 30 м (100 футов)
|
|
|
Для уровня адекватности R:
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
воздушная скорость +/- 5,6 км/ч (3 уз)
|
высота +/- 6,1 м (20 футов)
|
крутящий момент +/- 3%
|
частота вращения НВ +/- 1,5%
|
угол тангажа +/- 2,5°
|
угол крена +/- 2°
курс +/- 2°
|
взлетная дистанция: +/- 7,5% или +/- 3 0 м (100 футов)
|
1.c
|
4) Отрыв от земли и переход в режим висения
|
Крутящий момент +/- 5%
|
На земле
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Регистрация маневра, начиная с работы на земле с рычагом управления общим шагом на нижнем упоре до установившегося висения в зоне влияния земли
|
угол тангажа +/- 2°
|
С включенной или выключенной, системой повышения устойчивости
|
угол крена +/- 2°
|
курс +/- 3°
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%
|
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 10%
|
положение педалей путевого управления +/- 10%
|
общий шаг НВ +/- 10%
|
1.d
|
Режим висения
|
Для уровней адекватности S и R:
|
В зоне влияния земли
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
С облегченной и максимальной общей взлетной массой
|
крутящий момент +/- 3%
|
Вне зоны влияния земли
|
Необходимо проведение испытаний на 4 режимах:
10%, 30% и 70% высоты от диаметра НВ в зоне влияния земли;
более 150% высоты от диаметра ротора НВ вне зоны влияния земли
|
угол тангажа +/- 1,5°
|
С включенной и выключенной системой повышения устойчивости
|
угол крена +/- 1,5°
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
Могут быть представлены векторы мгновенного состояния
|
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
положение педалей путевого управления +/- 5%
|
общий шаг НВ +/- 5%
|
Для уровня адекватности G:
|
|
|
|
|
|
Необходимо проведение испытаний на 2 режимах:
в зоне влияния земли;
вне зоны влияния земли
|
крутящий момент +/- 3%
|
общий шаг НВ м 5%
|
Могут быть представлены векторы мгновенного состояния
|
1.e
|
Вертикальный набор высоты
|
Вертикальная скорость +/- 0,5 м/с (100 фут/мин) или +/- 10%
|
Вне зоны влияния земли
С включенной и выключенной системой повышения устойчивости
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
С облегченной и максимальной взлетной массой.
Могут быть представлены векторы мгновенного состояния
|
положение педалей путевого управления +/- 5%
|
общий шаг НВ +/- 5%
|
1.f
|
Горизонтальный полет. Летно-технические характеристики и балансировочные положения рычагов управления
|
Для уровня адекватности S:
|
Установившийся крейсерский режим полета
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Могут быть представлены векторы мгновенного состояния.
Результаты испытаний должны представляться в виде графика зависимости от скорости
|
Крутящий момент +/- 3%
|
угол тангажа +/- 1,5°
|
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости
|
Две комбинации общей взлетной массы/центровки и для каждой комбинации необходимо несколько значений скоростей от VH, до VMAX в диапазоне режимов полета
|
угол скольжения +/- 2°
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
поперечное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
положение педалей путевого управления +/- 5%
|
общий шаг НВ +/- 5%
|
Для уровня адекватности R: допуски см. выше
|
|
+
|
+
|
|
|
|
Совпадение значений угла скольжения необходимо только для оценки повторяемости и только при проведении дальнейших периодических оценок
|
1.g
|
Набор высоты. Летно-технические характеристики и балансировочные положения рычагов управления
|
Вертикальная скорость +/- 0,5 м/с (100 фут/мин) или +/- 10%
|
Все двигатели работают.
Один неработающий двигатель.
С включенной или выключенной системой повышения устойчивости
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Для двух комбинаций полетной массы/центровки
|
угол тангажа +/- 1,5°
|
Должно выдерживаться соответствие мощности двигателей рассматриваемому режиму набора высоты. Может быть представлен вектор мгновенного состояния
|
угол бокового скольжения +/- 2°
|
продольное отклонение ручки управления циклическим шагом +/- 5%
|
Допуски для скорости необходимы только при изменении параметров по времени
|