Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Глобализация, регионализация и геополитические риски

Глобализация - объективная тенденция, создающая как возможности, так и риски для развития финансового рынка. Процессы глобализации направлены на унификацию мирового рынка, где любой финансовый продукт можно купить или продать по сопоставимой цене в любой точке земного шара вне зависимости от национальных границ.

Ключевым драйвером развития процессов современной глобализации становится технический прогресс и связанные с ним финансовые инновации. С распространением Интернета финансовые услуги стали проще и доступнее, легко преодолевая национальные границы. Возрастающая функциональность финансовых технологий позволяет их пользователю получать информацию самостоятельно и приобретать финансовый продукт у иностранного поставщика без должного контроля со стороны регулятора.

В результате все чаще транснациональные финансовые услуги начинают оказывать финансовые посредники, ведущие свою деятельность за пределами внутреннего регуляторного поля страны. Экстерриториальность услуг затрудняет защиту прав потребителей, в первую очередь розничных, из-за различий в нормах законодательства и правоприменительной практике в разных юрисдикциях. Определению подходов к допуску организаций при трансграничном предоставлении услуг уделяется повышенное внимание международными финансовыми организациями и национальными регуляторами <26>.

--------------------------------

<26> "Группа 20", Совет по финансовой стабильности, Организация экономического сотрудничества и развития, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов страхового надзора.

Для обеспечения защиты прав потребителей в ситуациях, когда поставщика финансовой услуги и канал поставки невозможно контролировать в рамках российского законодательства, Банк России будет стремиться к сотрудничеству с иностранными регуляторами по направлениям обмена информацией, гармонизации регулирования, надзора и наблюдения, а также взаимного признания национальных регуляторных режимов. Совместные усилия требуются также в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Экстерриториальный характер оказания финансовых услуг на глобальных рынках неизбежно создает условия для регуляторного арбитража. В частности, в связи с возможностью удаленного оказания финансовых услуг, быстрого перемещения капитала и сохраняющихся различий в регулировании финансового сектора в разных юрисдикциях финансовые транзакции могут легко переноситься в страны с более "мягким" законодательством, в том числе налоговым. Регуляторный арбитраж также создает неравные условия конкуренции между финансовыми посредниками на различных национальных рынках.

Под влиянием процессов глобализации современная мировая финансовая архитектура меняется в сторону усиления концентрации капиталов. Растет роль крупнейших мировых финансовых центров, усиливается трансграничная консолидация бирж, внебиржевых систем, расчетно-клиринговых, депозитарных организаций и других элементов глобальной мировой финансовой инфраструктуры. Мгновенный доступ к информации при растущем использовании торговых алгоритмов в трейдинге создает риск моментального изменения направления движения глобальных потоков капитала под действием краткосрочных факторов.

При этом возрастают и геополитические риски. Наблюдаемая тенденция к использованию экономических методов для достижения политических целей может создавать угрозу для финансовой стабильности в глобальном масштабе и риски для национальной экономической безопасности.

Параллельно идет процесс регионализации, проявлением которого, в частности, является проводимая в настоящее время работа по финансовой интеграции в рамках ЕАЭС, развитие сотрудничества в рамках БРИКС.

В этой ситуации все большую роль играют наднациональные правила регулирования, обеспечивающие унификацию рыночного пространства, мониторинг и регулирование системных рисков, гармонизацию регуляторных практик путем устранения регуляторного арбитража между различными юрисдикциями на глобальном и региональном уровнях.

Являясь одним из участников мирового финансового рынка, Банк России намерен продолжить процесс интеграции российской финансовой инфраструктуры в мировую, развивая сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями. Это позволит привнести лучшие практики на отечественный финансовый рынок, повысить его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, обеспечить сопоставимую регуляторную нагрузку, создать условия для привлечения в российскую экономику долгосрочных инвесторов.

Вызовы и возможности для российского финансового рынка

- Проблема регуляторного арбитража вследствие экстерриториального характера финансовых услуг.

- Неопределенность подходов к допуску организаций при экстерриториальном предоставлении услуг для обеспечения защиты прав потребителей.

- Угрозы финансовой стабильности из-за движений спекулятивного капитала, роста волатильности на глобальных товарных и финансовых рынках.

- Увеличение сложности противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

- Объективная необходимость усиления требований ПОД/ФТ приводит к росту регуляторной нагрузки на финансовые компании.

- Выход финансового рынка за рамки национальных границ создает новые возможности для роста, но требует усилий по гармонизации.

Меры Банка России

- Повышение эффективности сотрудничества с иностранными регуляторами, в том числе в части информационного обмена.

- Работа над взаимным признанием национальных регуляторных режимов.

- Внедрение общепризнанных стандартов, в том числе международных стандартов в области регулирования, и лучших практик в отношении российского финансового рынка.

- Работа над созданием наднациональных финансовых образований, гармонизация рыночного пространства со странами-партнерами.