Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 04.12.2019 N 17-КЭ "О праве судьи в отставке занимать должность в службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 4 декабря 2019 г. N 17-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ В ОТСТАВКЕ ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ В СЛУЖБЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, занимать какие-либо должности в службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, предусматривает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью (абзац действует в редакции Федерального закона от 04.06.2019 N 133-ФЗ).

Установленный пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей перечень видов оплачиваемой деятельности, которую может осуществлять судья в отставке, расширительному толкованию не подлежит.

Из этого следует, что, кроме прямо обозначенных в нем должностей, пребывающий в отставке судья при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении соответствующего возраста может работать не в любой некоммерческой организации, а только в профсоюзных и иных общественных объединениях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление конкретного объема запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, включая определение деятельности, которой вправе заниматься судья, является прерогативой федерального законодателя, который может изменять его в том числе в зависимости от общественной значимости той или иной сферы деятельности, обеспеченности ее квалифицированными кадрами, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, соразмерности, стабильности, недопустимости ограничения законодательных гарантий статуса судьи или снижения их уровня.

В связи с принятием Федерального закона от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) в Закон о статусе судей внесены изменения, согласно которым в абзаце первом пункта 4 статьи 3 прямо названа должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, установленная в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного является автономной некоммерческой организацией, учрежденной Банком России, в отношении которой применяется законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях (в части положений, предусмотренных в отношении автономных некоммерческих организаций) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ (статья 9).

Согласно гражданскому законодательству, автономная некоммерческая организация является одной из организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (подпункт 9 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулирует Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).

Названный Закон под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (статья 5).

Согласно статье 7 данного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, т.е. в форме, не указанной в статье 7 Закона об общественных объединениях, не может быть отнесена к общественным объединениям.

Поэтому замещение по трудовому договору судьей в отставке какой-либо должности в службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного будет противоречить требованиям Закона о статусе судей.