Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Форму федерального статистического наблюдения N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" (далее - форма N 11 (краткая) предоставляют юридические лица независимо от ведомственной принадлежности, вида экономической деятельности, формы собственности, являющиеся некоммерческими организациями, а также органы государственного управления и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство продукции (товаров и услуг), отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Форму N 11 (краткая) представляют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, созданными в форме государственных и муниципальных учреждений (автономных, бюджетных или казенных), частных учреждений, общественных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциации и союзов), а также в других формах, предусмотренных законом.

По форме N 11 (краткая) отчитываются организации потребительской кооперации, основная деятельность которых имеет затратный характер, например, садоводческие кооперативы, дачные, жилищные, жилищно-строительные кооперативы. Организации потребительской кооперации, которые в рамках своей основной уставной деятельности занимаются хозяйственной деятельностью, получая прибыль (например, потребительские общества и их союзы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы) представляют отчеты по форме N 11, а по форме N 11 (краткая) не отчитываются.

В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Они представляют форму N 11 (краткая) наряду с юридическими лицами, относящимися к некоммерческим организациям.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Основные фонды, находящиеся на правах оперативного управления у государственных и муниципальных учреждений, собственником которых является не учреждение, а соответственно муниципальное образование, субъект Федерации, должны учитываться этими учреждениями в обычном порядке (как принадлежащие этим учреждениям). Если на балансе местной администрации имеются школы, больницы и так далее, не обладающие правами юридического лица, то они рассматриваются в качестве структурных подразделений администрации и включаются ею в отчет по соответствующим второстепенным видам деятельности.

Представление сводных отчетов, включающих данные об основных фондах совокупности расположенных на той или иной территории юридических лиц, относящихся к одному или нескольким видам экономической деятельности, не предусматривается.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основные фонды, относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, не закрепленному во владение, пользование и распоряжение за конкретными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за конкретными казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления, включаются в федеральную казну, казну субъекта Федерации или муниципальную казну. Эти основные фонды должны быть включены в отчет, составляемый соответственно органами по управлению имуществом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов либо внутригородских территорий городов федерального значения).

Эти органы учитывают собственные основные фонды и другие экономические активы по всем показателям, имеющимся в форме N 11 (краткая), а основные фонды в казне - на отдельном бланке формы, заполняя данные по показателям, предусмотренным для казны: о полной учетной стоимости основных фондов, ее изменении за счет поступления и выбытия, и об остаточной балансовой стоимости (за вычетом накопленного износа (амортизации) (строки 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 13, 14).

Бухгалтерский учет нефинансовых экономических активов, составляющих казну, ведется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2010 г. N 19452).

Основные фонды казны распределяются по видам деятельности, исходя из возможного, наиболее вероятного их использования.

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, отчет по форме N 11 (краткая) предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме N 11 (краткая) (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по форме N 11 (краткая). Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по форме федерального статистического наблюдения.

Юридическое лицо заполняет настоящую форму, проверяет ее и предоставляет в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения почтой, нарочным или в электронном виде.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации, настоящая форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению или по всем обособленным подразделениям в виде сводного отчета, так и юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии у юридического лица обособленных подразделений, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, сведения по ним в настоящую форму не включаются.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

По тем обособленным подразделениям, которые находятся в том же субъекте Российской Федерации, что и юридическое лицо, данные учитываются в разделах формы с I по III вместе с данными по головному подразделению. В разделе IV формы N 11 (краткая) приводится распределение данных о среднегодовой полной учетной стоимости отдельно по каждому из этих территориально обособленных подразделений и по головному подразделению.

Если юридическое лицо не имеет в данном субъекте Российской Федерации территориально обособленных подразделений, помимо головного подразделения, то в данном разделе учитываются только данные по головному подразделению.

По тем обособленным подразделениям, которые находятся в ином субъекте Российской Федерации, чем юридическое лицо, в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, в котором находятся эти обособленные подразделения, сведения предоставляются по каждому обособленному подразделению.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом возможно предоставление сводного отчета за все обособленные подразделения юридического лица, осуществляющие деятельность в конкретном субъекте Российской Федерации, при условии назначения руководителем юридического лица должностного лица, ответственного за отражение агрегированных данных по этим подразделениям. В этом случае предоставление отчета закрепляется за одним из подразделений, определенным в данном субъекте Российской Федерации.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если обособленные подразделения юридического лица, находящиеся в ином субъекте Российской Федерации и представляющие сводный отчет по форме, имеют один основной вид экономической деятельности, то в разделе IV статистические данные по таким подразделениям заполняются в целом. Если имеются подразделения с отличным видом экономической деятельности, то статистические данные по таким подразделениям выделяются отдельно.

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В качестве головного подразделения, как правило, указывается территориально обособленное подразделение, где находится администрация организации или местонахождение которого соответствует зарегистрированному юридическому адресу.

Заполненные формы по обособленным подразделениям, находящимся в ином субъекте Российской Федерации, предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата (субъекта Российской Федерации) по месту нахождения этих обособленных подразделений, а по юридическому лицу без этих обособленных подразделений - по месту нахождения головного подразделения.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма N 11 (краткая) предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

Если юридическое лицо имеет основные фонды, включая объекты, не завершенные строительством, фактически расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации без образования обособленного подразделения, форма N 11 (краткая) предоставляется отдельно по каждому из этих субъектов Российской Федерации в порядке, аналогичном установленному для обособленных подразделений, находящихся в ином субъекте Российской Федерации.

Если юридическое лицо имеет основные фонды без образования территориально обособленного структурного подразделения, расположенные на территории иного субъекта Российской Федерации, необходимо обратиться в территориальный орган Росстата в соответствующем субъекте Российской Федерации для присвоения идентификационного номера обособленного подразделения, который и указывается в кодовой части бланка формы при заполнении отчета по форме.

Расположенные на территории России филиалы и представительства зарубежных организаций <1> предоставляют форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения в порядке, установленном для юридических лиц.

--------------------------------

<1> Здесь и далее по тексту - значение термина приведено исключительно в целях заполнения формы N 11 (краткая).

В случае отсутствия показателей формы N 11 (краткая) за отчетный год возможно направление респондентом в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по месту нахождения организации подписанного в установленном порядке отчета по форме, не заполненного значениями показателей ("пустого" отчета по форме).

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные и административные данные (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"), содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

2. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается фактический (почтовый) адрес с почтовым индексом.

В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на Интернет-портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, организация проставляет:

код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) для:

юридического лица, не имеющего территориально обособленных подразделений;

юридического лица, у которого все его обособленные подразделения находятся в одном с ним субъекте Российской Федерации;

идентификационный номер для:

головного подразделения юридического лица, в отчет которого включены обособленные подразделения, находящиеся в одном субъекте Российской Федерации с юридическим лицом (в случае наличия территориально обособленных подразделений в разных субъектах Российской Федерации с юридическим лицом);

территориально обособленного подразделения, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, отличного от местонахождения юридического лица.

Данные приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме N 11 (краткая), в целых числах.

В разделе IV формы N 11 (краткая) указываются коды ОКПО (для юридического лица без территориально обособленных подразделений) или идентификационные номера (для территориально обособленного подразделения и головного подразделения юридического лица, у которого все его обособленные подразделения находятся в одном с ним субъекте Российской Федерации).

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При заполнении формы федерального статистического наблюдения N 11 (краткая) необходимо руководствоваться принципами бухгалтерского учета основных средств:

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н);

Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н);

Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н);

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н;

Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н;

Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н;

Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н;

Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2010 г. N 19452);

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 1998 г. N 1598);

Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2017 г. N 46518), введенным в действие с 1 января 2018 г. (с учетом разъяснений, содержащихся в письмах Минфина России от 30 ноября 2017 г. N 02-07-07/79257 и от 15 декабря 2017 г. N 02-07-07/84237).

Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н), а в отношении основных средств, полученных (переданных) в пользование и аренду (далее - арендные отношения), во взаимосвязи с федеральным стандартом "Аренда" (приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 258н). Учет обесценения объектов основных средств производится во взаимосвязи с федеральным стандартом "Обесценение активов" (приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 259н).

4. Состав основных фондов, учитываемых в форме статистического наблюдения, в целом соответствует составу основных средств, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетности.

В официальном статистическом учете к основным фондам <1> относятся произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для предоставления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

К основным фондам <1> относятся следующие активы, отражаемые в бухгалтерском балансе:

а) из группы статей "Основные средства":

статья "здания, машины, оборудование и другие основные средства";

статья "инвестиционная недвижимость" в части объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящихся во владении и (или) пользовании организации с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенного для выполнения возложенных на организацию государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи;

статья "незавершенное строительство", в части объектов, предназначенных для собственного использования или оплаченных заказчиком (если иное не оговорено в тексте настоящих Указаний);

б) "Материальные поисковые активы";

в) из группы статей "Нематериальные активы" - активы, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности, использование которых ограничено посредством юридической или другой защиты; а также те из них, на которые организации не имеют исключительных прав, учитываемые на забалансовом счете "Нематериальные активы, полученные в пользование" (в полной сумме расходов на создание, приобретение этих объектов, установку программных средств и других расходов), и при этом (одновременно) отражаемые на счете 97 "Расходы будущих периодов", с которого их стоимость в течение всего срока использования списывается на расходы;

г) "Результаты исследований и разработок";

д) "Нематериальные поисковые активы" (за исключением относящихся в статистике к непроизведенным активам прав на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденных наличием соответствующей лицензии).

Не включаются в состав основных фондов и не учитываются в табличной части формы N 11 (краткая) активы, отвечающие вышеназванным условиям, но:

имеющие стоимость до 10 000 рублей включительно за единицу, отражаемые в бухгалтерском учете на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации";

относящиеся к объектам, на которые амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при выдаче объекта в эксплуатацию:

объекты стоимостью не более 20 000 рублей за единицу;

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2011 г., стоимостью не более 40 000 рублей за единицу;

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2018 г., стоимостью не более 100 000 рублей за единицу - для организаций органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также бюджетных, казенных и автономных учреждений (далее - организаций государственного сектора).

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объекты основных фондов, ранее введенные в эксплуатацию (до 31 декабря 2017 г. и стоимостью до 100 000 рублей - для организаций государственного сектора и объекты, введенные в эксплуатацию до 31 декабря 2010 г. и стоимостью до 40 000 рублей - для прочих некоммерческих организаций, кроме бюджетных) и отраженные ранее в бухгалтерском учете в составе основных средств и в статистическом учете - в составе основных фондов, должны учитываться в составе основных фондов и, следовательно, отражаться в форме N 11 (краткая) вплоть до момента их выбытия по прочим причинам или списания.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эти стоимостные критерии следует применять к объекту классификации в целом, по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ). Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему.

В частности, объектом классификации информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования (ИКТ) считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций.

Изменение в течение года стоимости имеющихся объектов основных фондов за счет модернизации, реконструкции объектов, а также приобретения отдельных предметов, входящих в объект классификации по ОКОФ (доукомплектация) учитывается независимо от величины изменения стоимости данных объектов.

Одни и те же объекты не могут включаться в итог наличия основных фондов одновременно у арендодателя и арендатора. Поэтому арендованные основные фонды включаются в общий итог по основным фондам по форме N 11 (краткая) той организацией, у которой они учитываются на балансовом счете в качестве основных фондов. Соответственно, та организация, которая учитывает эти основные фонды на забалансовом счете, в общий итог своих основных фондов их не включает.

Стоимость осуществленных в течение года капитальных вложений на неотделимые улучшения арендованных основных средств учитывает у себя в форме N 11 (краткая) организация-арендатор (если иное не предусмотрено договором аренды) в разрезе видов основных фондов по строке 01 и другим строкам в соответствии с ОКОФ (например, возведенные перегородки в арендуемом помещении - по строке 02 "здания", затраты на модернизацию производственной линии - по строке 05 "машины, оборудование и транспортные средства") в графе 4 как создание новой стоимости и в графах 9, 10 как наличие основных фондов и так далее.

По строке 14 отражаются капитальные вложения на неотделимые улучшения только тех видов арендованных основных средств, которые отражаются в этой строке. По этой строке также отражаются капитальные вложения на улучшение земли и других объектов природопользования и затраты на передачу прав собственности на непроизведенные активы.

При этом в состав основных фондов земельные участки, ресурсы недр (минерально-энергетические запасы) и прочие природные ресурсы не включаются и в форме не отражаются.

Стоимость драгоценностей и ювелирных изделий относится в статистике к ценностям и в состав основных фондов не включается.

Объекты военного назначения включаются в состав основных фондов только в случае, если они могут иметь альтернативное гражданское применение, - здания, такие сооружения как аэродромы, доки, дороги и другие, а также транспортные средства, пригодные для невоенных перевозок людей и грузов, компьютеры, коммуникационное оборудование, больничная аппаратура и так далее.

Объекты военного назначения, не имеющие альтернативного гражданского применения, в форме не отражаются.

Относятся к основным фондам легкая боевая техника и бронемашины, если они используются невоенными организациями для обеспечения внутренней охраны и тому подобного.

5. Основные средства некоммерческих организаций отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, а объекты, которые подвергались переоценке, - по восстановительной стоимости.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, первоначальной стоимостью является денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации); для основных средств, полученных в обмен на неденежные ценности, - стоимость этих ценностей.

Если рыночная стоимость объекта, внесенного в уставный капитал, не определялась, а его остаточная балансовая стоимость была равна "0", то в форме он отражается по нулевой стоимости, то есть не учитывается.

Виды затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, определены Положениями по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, инструкциями по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, автономных учреждений, по бюджетному учету, по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - Стандарт), утвержденным приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2017 г. N 46518), объект основных фондов может быть принят к бухгалтерскому учету в том случае, если прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала от его использования, а также если его первоначальную стоимость можно надежно оценить.

Стандартом регламентируется перевод на забалансовые счета основных фондов, в отношении которых установлена невозможность получения экономических выгод или извлечения экономического потенциала, до определения дальнейшего назначения данных объектов (списания, продажи или дальнейшего использования). Указанные основные фонды не отражаются в отчете по форме N 11 (краткая). Даже в случае, если перевод на забалансовые счета осуществлен не в начале, а в середине отчетного года, указанные активы не отражаются в отчете.

Порядок определения первоначальной стоимости объекта основных фондов зависит от типа операции, в результате которой получен объект:

обменные операции - передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом; при этом обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;

необменные операции - получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.

Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменной операции (или созданного своими силами), формируется в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом невозмещаемых сумм налога на добавленную стоимость.

(в ред. Приказа Росстата от 30.11.2020 N 744)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первоначальной стоимостью основного средства, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения, соответствующая цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, должны отражаться в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Переоценка основных фондов и других экономических активов в настоящее время законодательно регламентирована только для организаций государственного сектора и казны (федеральной, субъекта Российской Федерации или муниципальной).

В формах федерального статистического наблюдения основные фонды отражаются по полной учетной и остаточной балансовой стоимости.

Под полной учетной стоимостью основных фондов некоммерческих организаций в статистике понимается их отражаемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость, измененная в ходе проведенных переоценок основных фондов и в других случаях, предусмотренных действующими нормативными актами по учету основных средств.

Полная учетная стоимость для прошедших переоценку объектов основных фондов равна их восстановительной стоимости на дату последней проведенной переоценки, то есть стоимости воспроизводства в ценах, существовавших на эту дату. Для объектов, не проходивших переоценки, она равна первоначальной стоимости (стоимости приобретения в ценах, существовавших на дату приобретения) с учетом ее изменения в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

Под остаточной балансовой стоимостью понимается разница их полной учетной стоимости и величины учетного износа, начисленного за весь период с начала эксплуатации соответствующих объектов, с учетом их изменения в результате проведенных переоценок основных фондов.

Под учетным износом основных фондов в статистике понимается изменение состояния основных фондов, отражающее частичную или полную утрату ими потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации под воздействием сил природы, технического прогресса, роста производительности труда. Начисление износа производится на основе установленных методов и норм начисления амортизации (износа). По основным средствам некоммерческих организаций, по которым начисляется амортизация, в учетный износ включается показатель амортизации, отражаемый в бухгалтерском учете. Таким образом, термин "учетный износ" объединяет используемые в бухгалтерском учете определения амортизации и износа.

Величина учетного износа равна сумме начисленной за отчетный период (или - для накопленного учетного износа - за период с начала эксплуатации) амортизации и (или) учтенного на забалансовом счете износа по тем основным фондам, на которые не начисляется амортизация. Учетный износ используется для определения изменения состояния всех основных фондов - как той их части, по которой в бухгалтерском учете учитывается амортизация, так и той, по которой амортизация не начисляется, но в бухгалтерской отчетности определяется износ.